КИНО

Дети ночами делают новых детей

«Да, мама, у нас все будет по-другому!»
Алёна Званцова в своей полуторачасовой картине «Ячейка общества» раскрывает острую тему, о которой редко можно услышать. Мы часто видим на экране отцов, отказавшихся от семьи или терзающих ее своим наличием. А вот кризис материнства, который может настигнуть внезапно, лишь недавно стали обсуждать более открыто, не прикрывая реально существующее явление обязательным для каждой женщины «счастьем материнства».

Героиня нашей истории Саша (Анастасия Красовская) — молодая мама, шесть лет своей жизни посвятившая исключительно семье и воспитанию дочери Вари (Герда Пугачева). Осознавая необходимость социализации для малышки, родители отдают ее в сад, и Саша получает свободу, о которой не просила и которой не понимает, как распорядиться. Оказывается, что социализация необходима скорее ей самой: юная женщина за столь долгое время добровольного затворничества у семейного очага утратила и профессиональные, и коммуникативные навыки. Отец семейства Кирилл (Кузьма Котрелев) предпринимает безуспешные попытки уйти в IT от очевидных домашних проблем, а друзей, с которыми можно разделить переживания, у Саши нет. И отсутствие поддержки в столь трудный момент приводит ее к импульсивным действиям, последствия которых губительны и для нее, и для семьи.
До рождения ребенка Саша занималась генной инженерией. Девушке пророчили блестящее будущее. И беременность оборвала эти перспективы. Теперь, когда появилось время на размышления о собственной жизни, пришло презрение к себе и сожаление об упущенных возможностях. Связанная с Сашиной профессией мысль о том, что из множества деталей можно собрать нечто идеальное, красной нитью проходит сквозь сюжет фильма. Но в погоне за мифическим идеалом жизни и себя в ней Саша постепенно утрачивает близкое и важное. Да еще и некрасивые мысли, неправильные чувства, которые принято скрывать и уничтожать в зародыше, так и рвутся наружу. А необоснованная ненависть к себе не дает здраво оценить собственные возможности.

Кирилл, влияния которого на историю очень мало, пытается помочь семье, как умеет. Умеет он, в основном, финансово — и, очевидно, писать код у него получается лучше, чем решать семейные проблемы, которые вот-вот приведут к разводу. Неловкие попытки диалога между героями приводят лишь к очередному выплеску эмоций с обеих сторон. И маленькая Варя, по-детски проницательная и не по годам мудрая, иногда выглядит старше собственных родителей.
Удивительно, но конвенциональная красота Анастасии Красовской не контрастирует с образом тревожной мамы с минимумом косметики и максимумом усталости. Очаровательно неприглядный образ, созданный для героини, умиляет, и яркая внешность актрисы не выбивается из него и не выглядит смешно, как если бы, к примеру, Меган Фокс сыграла школьного аутсайдера. И, хотя эмоционально этот образ близок к дебютной роли Анастасии в фильме «Герда», здесь куда шире раскрывается актерский диапазон. А нервное напряжение героини заражает зрителя через экран. Кузьма Котрелев органичен в роли молодого отца, позавчерашнего подростка, не понимающего, как жить эту жизнь. Юная Герда Пугачева не отстает от взрослых коллег и крадет каждую сцену, в которой появляется.

При заявленной теме семейного кризиса в картине отсутствует «эффект фильма “Горько”», когда герои так натурально ругаются, что тебе становится неприятно и неловко от ощущения подглядывания в замочную скважину. Замкнутость героев в собственном мирке, где нет друзей и близких, а есть только миндальный раф и мысли о собственной несостоятельности, хорошо отражает внутреннее состояние персонажей. Удивительно меняются ракурсы съемки — и вот эротическая сцена становится неловкой и нервной в одном и том же пространстве с одними и теми же героями. Песни, которые персонажи исполняют или слушают, почти описывают ситуации на экране и иногда вызывают нервный смешок оттого, как здорово отражают происходящее.
Несмотря на полное отсутствии чернушности и мрачной цветокоррекции, этот фильм стал одним из самых болезненных для меня за последнее время. Я не люблю гендерного разделения в кино, но эта история получилась очень «женской». Она освещает проблемы, о которых девушкам лучше знать до того, как они решат родить ребенка, а не после. И приятно, что об этом начинают говорить и в кино, и в жизни. Сложно не вспомнить слова Фаины Георгиевны Раневской, как нельзя лучше подходящие к этой картине: «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья».
Текст: Радистка Кэт
Фото: Кинопоиск