Театр Труда и Мастерская Брусникина

И закончился мир…

Чемодан, аэропорт, апокалипсис
«Там нет друзей и врагов,
Только плановая гибель богов» (с)

«Кто такой великан Сурт и зачем ему огненный меч» (с)


Все начинается с Зала Ожидания. Он не похож ни на тот, который в аэропорту, с высокими потолками и огромными окнами на взлетные полосы, ни на вокзальный с неудобными жесткими стульями и ласковым, но непонятно что щебечущим голосом над головой. Театральный Зал Ожидания – свой, особый, в небольшом помещении Боярских Палат с нависающими каменными потолками, неработающим интернетом (это театральный сговор, я вам точно говорю), с отдаленными шумами из зала, проход в который загорожен высоченными зеркалами. В углу притаился небольшой столик, на котором заботливо расставлены пластиковые стаканчики игристого, а по стенам развешаны анимационные плакаты – «Калки нуждается в тебе». Интересно, очень интересно.

А потом открывается дверь и начинается самое настоящее путешествие, в котором предлагается по пятам следовать за летчицей и журналисткой Тедди Оттингер (Дарья Ворохобко), которая, признаться честно, сама не знает, куда идет. Зато, кажется, знают все остальные. Это и правда оказывается Зал Ожидания, потому что следующая остановка – борт самолета и повисший в воздухе животрепещущий вопрос, кто же на самом деле такой Джим Келли, утверждающий, что он десятое воплощение бога Вишну – Калки?
Спектакль представляет собой мистическое и сначала очень увлекательное путешествие, где все кажется безобидной игрой в Бога, которому одновременно и никто не верит, и, просто на всякий случай, верят все. А потом все превращается в детектив. И, поверьте, выстрелит каждое ружье.

Зритель вместе с Тедди знакомится сначала с доктором Ашоком (Аскар Нигамедзянов), или, может быть, агентом ФБР, кто знает, а потом и с Лакшми (Анастасия Лебедева), женой самопровозглашенного Калки (Родион Долгирев), и с фанатичной приспешницей (Кристина Якимушкина). Тедди с порога заворачивают в сари и такую многослойную религиозную тираду, что она теряется в этих хитросплетениях и, запутываясь окончательно, сдается, позволяя утащить себя в этот безумный новый мир, о котором ей так упорно твердят.
Спектакль «Калки» Алёны Лазько раздвигает привычные границы театрального действа. Тут и воздушная акробатика, завораживающая и погружающая в какой-то транс, и театр теней, и практически полное погружение в атмосферу восточного таинства. Зрителя ведут практически за руку по сюжету истории, делающей неожиданные и крутые повороты, и по помещениям одновременно. Каждая локация, становящаяся сценой в самой неожиданной форме, прекрасна по-своему. И, казалось бы, это могло бы сбить с толку, превратить все в экскурсию по Золотому Веку, но вместо этого идеально вписывается в сюжет, дополняя его и оживляя.
Именно так на глазах у зрителей и с их непосредственным участием в этом случается Апокалипсис. Точнее, конец Кали-юги. Ну, не всем конец конец. А если быть совсем точным, то не для всего человечества. Или все же…

«Калки» оказывается не просто занятной игрой, а самой настоящей рефлексией, отвечающей на вопрос «Что будет, если мир действительно закончится?» и предлагающей посмотреть на одну из миллиарда возможных реальностей, в которой мы можем очутиться, если какой-нибудь безумный план какого-нибудь безумного гения все же свершится. Или если Кали-юга действительно закончится.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Анна Тодич