КИНО

Все грани кино

Репортаж с фестиваля КАРО.Арт
Третий год подряд в Москве проходит фестиваль авторского кино КАРО.Арт, но в этом году размах, с которым подошли к теме театра в кино, поражает. В короткий период с 15 по 20 октября в кинотеатре «Октябрь» в Москве можно было увидеть все грани кино — и именно такой слоган был выбран для фестиваля в этом году. Мировые премьеры, спектакли в кинозале, фильмы о спектакле, перформансы, премьеры спектаклей в кино, клипы в режиме нон-стоп — список мероприятий был такой, что впору было изобретать маховик времени, чтобы ничего не пропустить.

Чтобы зритель окончательно не запутался в программе фестиваля, для особых ценителей все культурное меню было разделено на блоки — основную программу, текст, театр и музыку. И каждый мог выбрать, к чему его душа лежит больше.

БЕС КУЛЬТУРЫ побывал не на всех мероприятиях фестиваля (но мы очень старались), но уж точно на самых разнообразных. Но главное, на тех, которые мирят две конкурирующие за внимание и рабочие графики актеров сферы — театр и кино.
Перформанс актеров Мастерской Брусникина после фильма Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь»

Если говорить о самом фильме «Долгая счастливая жизнь» 1966-го года, то он долгий и не очень счастливый. Сейчас сразу понятно, что это настоящее авторское кино. Там режиссер рассказывает историю, задается вопросами и оставляет зрителя не с ответом, а с эмоцией пережитого вместе с ним. Но в 60-х годах прошлого века такое высказывание вызвало бурную дискуссию среди коллег по цеху Шпаликова.

Именно об этом перформанс актеров Мастерской Брусникина, где они в лицах рассказали, что думали о фильме создатели картины и театральные критики, режиссеры и прочие деятели искусств в далеком 1966-м. Получился практически документальный спектакль, создающий дополнительный смысловой пласт, который наслаивается на впечатление о только просмотренном фильме. Исторический контекст и бурные обсуждения киноделов прошлого становятся дополнительной реальностью, в которой черно-белая и кажущаяся такой далекой картина, ставшая историей, приобретает жизнь и цвета.

Особенно очаровательно слушать комментарии критиков и знатоков кино прошлого, советующих изменить сценарий, продолжительность кадров, мотивацию героев и смысл картины — Шпаликов все внимательно выслушал, кивнул головой и оставил так, как было.
Спектакль «Вакханки» Юрия Муравицкого и студентов Учебного театра Московского международного университета

В этот раз театр в кино случился в другом формате. В огромном кинозале, похожем по расположению мест на Колизей, студенты Учебного театра Московского международного университета сыграли древнегреческую трагедию.

Режиссер Юрий Муравицкий очень интересно работал с вверенным ему пространством, сочетая, казалось бы, несочетаемые вещи. Большой экран, возвышающийся с противоположной стороны над актерами, делал их невероятно маленькими на фоне этого огромного пустого пространства, где были только только яркие всполохи и силуэты колонн. И от этого единственное появившееся там лицо — бога Диониса, возвышающегося над ними, — показалось действительно чем-то устрашающим и неотвратимым.

Несмотря на то что «Вакханки» — это одна из самых страшных пьес, что существует, в спектакле есть и легкая комичность первых двух действий, где никто еще не осознает, чем обернется бунт человека против бога. А позже — подчеркнутое обращение к античности, такой, какой мы запомнили из учебников истории — белые лица, белые одежды, белый мрамор, окропленный кровью жертвоприношений.

Здесь не было как такового кино, в этот раз в кинозале главенствовал театр. Но то, как пространство кинозала играло на руку сюжету, создавая дополнительные смыслы, стало одним из самых интересных решений сочетаний театра и кино в рамках фестиваля.
«Сильва. Путь к премьере»: фильм Андрея Арутюнова о премьере Театра Ермоловой

Если после спектакля хочется рассказать о нем всем вокруг и вернуться еще раз — это хороший спектакль. А если после документального фильма о спектакле хочется собрать всех своих друзей и массово пойти на спектакль, потому что за два часа хронометража ты настолько проникся этой атмосферой еще не увиденного, но уже существующего — это отличный документальный фильм.

В сентябре 2024 года Олег Меньшиков выпустил премьеру спектакля «Сильва», вернув театральной Москве веру в жанр оперетты. А в октябре Андрей Арутюнов совершил еще одно чудо и показал всем, что фильм о спектакле может быть не менее захватывающим, чем постановка с песнями, танцами и перьями.

Режиссер прошел с «Сильвой» весь путь — от кастингов актеров на роли, первых читок и бесконечных репетиций до сумасшедшей предпремьерной суеты, когда в любом углу театра или пели, или танцевали, или пришивали блестки. Даже через фильм, через экран можно понять, что весь этот восторг — самого режиссера фильма, окунувшегося в карнавал, что творится в «Сильве» (режиссер: Василий Буткевич). Ну а комментарии создателей спектакля о том, как это все проходит (фильм снимался в процессе выпуска, зритель видит эмоции участников за считанные часы до премьеры) подкупают своей искренностью и вызывают желание срочно посмотреть спектакль.

И в этот раз кино является фиксацией момента жизни театра — более текучего, никогда не повторяющегося дважды и очень чуткого к любым внешним изменениям искусства. И это тоже новая грань.
Калейдоскоп короткометражных фильмов от МХТ им. Чехова

Оказывается, все это время в свободное от спектаклей время в МХТ им. Чехова снимали кино. Короткометражное, но все же кино. И об этом рассказал художественный руководитель театра Константин Хабенский, представив больше десятка лучших работ Конкурса Короткометражного Кино Художественного театра.

Можно было увидеть разный формат — от совсем короткого метра, укладывающегося в полторы-три минуты, до полноценных короткометражных фильмов с заделом на что-то большее. Все картины были объединены двумя темами — Чайкой и Пушкиным.

О творческом подходе к указанным темам говорить можно много. Потому что тут был видеоблог царевича Дмитрия, не понимающего, кто его убил и почему дядя Боря такой хороший, но подозрительный. И стареющая чайка-юбиляр, пересматривающая свои фотографии со Станиславским. И будни завтруппой, находящейся в поисках пропавшей чайки (сокола не предлагать). Ну а внеконкурсная программа лично от артистов МХТ им. Чехова вообще вне конкуренции — обратная сторона театра, тяжелой режиссерской доли и добрая ирония над самыми популярными в интернете шутками про российских актеров. Осталось только дождаться всего этого в открытом доступе на платформах!

Ну и гвоздем программы стал фильм-победитель «Зверек», снятый при участии артистов МХТ им. Чехова по неизданному киносценарию Немировича-Данченко. И это трогательная история о выборе между славой и дружбой, снятая через переосмысление современного образа Нины Заречной из чеховской «Чайки».
У фестиваля было еще много граней. Например, клипы группы «Дельфин» признали искусством и устроили их просмотр нон-стоп. Или в рамках фестиваля состоялась кинопремьера спектакля «Интегральное исчисление» по мотивам двадцатиоднодневного спектакля Бориса Юхананова МИР РИМ в Электротеатре Станиславский.

Но главное, фестиваль КАРО.Арт еще раз наглядно показал, что театр и кино могут не просто существовать параллельно, но и дополнять друг друга, создавая новые формы.
Текст: Марго Мурадян
Фото: Пресс-служба КАРО.Арт