КИНО
Казнь
Детектив о вечном зле, неизбежном правосудии и смертоносной цене за правду
«Казнь» – режиссерский дебют Ладо Кватания, известного своими неординарными работами в сфере шоу-бизнеса. Он создал клипы для Хаски, Оксимирона, Дельфина, Манижи. И вот дело дошло до полнометражного фильма, который вобрал в себя все самое лучшее за историю развития мирового кинематографа и стал настоящим прорывом для российского кино.

Перед нами триллер-детектив о поимке маньяка в 80-ые и 90-ые годы. Сначала кажется, что это история про очередного Чикатило, но дальнейшие события и структура сюжета оказываются сложнее зрительских ожиданий. В этом фильме главное не то, ЧТО показывают, а КАК. Сам серийный убийца здесь почти не важен, так как это собирательный образ типичного советского маньяка. И следователь Исса Давыдов, которого очень ярко и выше всяких похвал сыграл Нино Тавадзе, хоть и запоминается, но не поражает. В первую очередь, это фильм-загадка, многослойность которого не позволяет оторваться от него.
Основной прием выстраивания сюжета – это перепрыгивание из одного времени в другое. Таким образом, расследование растягивается на несколько лет, а Кватании это позволяет подкидывать разные подсказки и отсылать нас к мировому культурному коду: Билли Уайлдеру, Дэвиду Финчеру, сериалу «Настоящий детектив», Балабанову. При этом не стоит говорить о вторичности и пародийности «Казни». В наши дни чтобы создать качественный детектив про убийц в литературе или кино, нужно уметь пользоваться накопленным багажом, интересно и необычно соединять все элементы и захватить внимание зрителя картинкой. К визуальной составляющей фильма действительно трудно придраться: советский быт восстановлен очень скрупулезно вплоть до мелочей, а мрачная атмосфера дополняет фильм оригинальным стилем.
Помимо двух временных линий структура фильма делится на семь глав. Но это не семь смертных грехов, а семь стадий принятия неизбежного. Неизбежно настоящий убийца будет найден, и зло будет наказано любой ценой. Но и на этом многослойность фильма не заканчивается. Разные временные пласты Кватания отделяет друг от друга не только по смыслу, но и по жанру. Завязку, происходящую в 80-ые годы, можно отнести к классической форме детектива: следователь получает очередной дело, едет на нужное место, где его скептично принимают, и встречает нового напарника, который совершенно недооценен другими коллегами, но для нашего главного героя становится самым полезным открытием. Линия 90-ых годов – это камерный детектив, где действия происходят в одном помещении в форме напряженного диалога между следователем и преступником. И благодаря параллельному повествованию мы приближаемся к финалу: линии сходятся, части мозаики собраны, история приобретает целостность и завершенность.
При таком наборе приемов и отсылок кажется, что перед нами банальная история борьбы честного хорошего милиционера с безжалостной советской системой, приветствующей только покорность и убивающей талант. Но Кватания не собирается отпускать нас просто так, фильм не закончится, пока мы не узнаем тайну главного героя. При этом нельзя сказать, что «Казнь» критикует советскую власть или ностальгирует по тому времени. Герои здесь, несомненно, являются порождением своей эпохи. Но эту же историю легко можно представить в наших реалиях или сто лет назад. Ведь основная идея фильма – противостояние добра и зла – вечна и универсальна.

Фильм получился трудным и не ориентированным на массового зрителя. Для некоторых он покажется слишком затянутым и нудным. Для развлечения или шумового фона он тоже вряд ли подойдет. Это серьезное авторское кино с философским подтекстом, которое нужно смотреть максимально внимательно без пива и попкорна. Такие работы всегда дают надежду на развитие жанрового кино с ориентацией на мировые шедевры и сохранением индивидуальности.
Текст: Ирина Морозова