Театр на Юго-Западе

Сердце это круг

Один из них был книжным вором. Другой воровал небо.
Всегда удивляюсь, на что способны люди, особенно когда по их лицам текут потоки и они, шатаясь и кашляя, идут вперед, ищут и находят. (с)

Посреди творящегося безумия, посреди сбивающего с ног и перемалывающего судьбы торнадо, прямо в эпицентре, где-то на окраине Мюнхена, на улице, названной в честь Рая, стоит небольшой домик с не очень глубоким подвалом. Там живет громкая, крикливая, уставшая женщина, мужчина с огромным сердцем и глазами цвета расплавленного серебра. А еще – маленькая девочка Лизель, которую привезли сюда недавно, читающая странные украденные книжки и бегающая наперегонки с соседским мальчишкой Руди. И даже тот не знает, что у Лизель есть самая настоящая взрослая тайна – там, в подвале, живет самый настоящий… Нет, а вот это она точно не расскажет, она обещала.
А еще никто не знает, но рядом ходит Смерть. С нее все и начинается.
Спектакль «Книжный воришка» создан по мотивам произведения «Книжный вор» Маркуса Зусака и поставлен на сцене Театра на Юго-Западе Максимом Лакомкиным. Как и предыдущие его спектакли, он цельный, цепляющий и режущий по живому.

На сцене нет ничего лишнего – только куча белых тряпок, несколько деревянных лавок, которые за пару секунд складываются то в шаткую конструкцию того самого подвала, ставшего и спасением, и камерой пыток для несчастного еврейского мальчика; то в узкую кровать, под матрасом которой лежит черная книга (конечно же, украденная, а от того безумно ценная); то в самолет – громкий, неотвратимо приближающийся. Или – превращающийся в черную птицу, нарисованную небрежными штрихами, оживающую прямо на заднике сцены и взлетающую детским рисунком вверх.

А еще книги. На них, метафорически и не очень, держится абсолютно все – дом, Лизель (Ольга Авилова, Алина Лакомкина), отношения между людьми, сама Смерть. Они становятся мостом между Гансом (Сергей Бородинов), новым отцом маленькой девочки и ей самой, между Максом (Егор Кучкаров) и небом, между Смертью (Андрей Санников) и этой историей.
Казалось бы, что может произойти в этом крохотном, крайне ограниченном пространстве такого, что сможет заинтересовать саму Смерть – безмерно уставшую, отстранению и вечную – настолько, что она решит рассказать эту историю жизни, которую не отбирает, нет – тоже крадет?

Образ Смерти в спектакле совершенно не пугающий, она тут играет роль и наблюдателя, и рассказчика одновременно. Она не вмешивается в события, разворачивающиеся перед ее шляпой, не караулит в углу, подначивая. Наоборот, она с интересом разглядывает людей, которых все равно рано или поздно заберет, когда их сердце остановится. А ее, Смерти, всего лишь сделает очередной круг.

В «Книжном воришке» вообще много воровства. Удивительно, правда? Но не того, о котором можно было бы подумать – как таковые воруют только книги, да и те, скорее, спасают из небытия. Тут ворует сама жизнь – у Лизель крадут маму, брата, детство, у Руди (Вадим Соколов) – мечту, у Макса – свободу. А те крадут в ответ – семью, счастливые воспоминания, небо.
Мы привыкли, что в любом спектакле есть любовная линия, которая обязательно к чему-то ведет. И тут тоже кажется, что она есть – неловкий, смешной и чумазый Руди как бы говорит: «Вот он я, ты обязательно меня полюбишь, но потом». И трагедия этой любовной линии в том, что она не случается. Потому что с ними всеми уже ничего не сможет случиться.

Но «Книжный воришка» – все равно спектакль про любовь. Вот эту, огромную, человеческую, благодаря которой даже самые темные времена становятся чуть светлее. Которая проявляется в мелочах – в проданном табаке, чтобы на вырученные деньги купить маленькой девочке книгу, в абсолютном детском восхищении кем-то, кто по идее не должен вписываться в твои нормы вдалбливающейся со школьной скамьи морали, в неловко написанных строчках о том, какое сегодня небо. Она есть в шумной и бесцеремонной Розе (Карина Дымонт), пригибающейся к полу от непосильной тяжести труда и рутины и, кажется, злой на весь мир. Но в минуту нужды она пускает в свой дом еврейского мальчишку, когда там, за дверью, Германия 1942 года.
Любовь есть в немного неуклюжей заботе Ганса, его ночных чтениях практически по слогам для маленькой девочки, которой это действительно важно. Она есть в Руди – неуемная, рвущаяся во все стороны, заражающая. Она есть в Максе – он не растерял ее за годы гонений, за все эти тягучие, бессмысленные дни в пыльном подвале без надежды когда-нибудь снова узнать, что такое свобода. Она есть в Лизель – ко всем и всему сразу.

У Максима Лакомкина есть какое-то невероятное, шестое, чувство музыки. Это было ясно еще на спектакле «Циники», а в «Книжном воришке» стало очевидно до такой степени, что об этом уже невозможно молчать. Для каждого своего спектакля он подбирает музыку так, что та становится полноправным действующим лицом, хоть в программку записывай. Цепляющая, отдающаяся прямо где-то между ребер, выкручивающая эмоции в нужный момент на максимум и действительно украшающая спектакль. А главное, всегда уместная.

Неважно, читали ли вы книгу «Книжный вор» Маркуса Зусака или нет, знаете ли вы контекст происходящего в произведении или на сцене. Абсолютно неважно. Главное – откройте сердце прежде, чем войти в зрительский зал. Совсем немного, чтобы был виден хотя бы кусочек неба, непременно украденного.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Екатерина Терентьева