Театр Практика

КОГТИ В ПЕЧЕНЬ (НИКТО НЕ ВЕЧЕН)

Правильный выбор – иллюзия?
Каждый человек на протяжении всей жизни сталкивается с чередой выборов. Это могут быть банальные вещи: что съесть на завтрак, какую книгу начать читать или во сколько лучше лечь спать. А могут быть и более серьезные, запускающие цепочку взаимосвязанных событий: поддаться ли соблазну прибрать к рукам государственные средства, воспользоваться ли связями, солгать или нет. Так и герои постановки Сергея Карабаня «Когти в печень (никто не вечен)» в определенный момент оказались перед сложным выбором.



Действие комикса-фантасмагории разворачивается в кабинете директора тринадцатого интерната. В результате тщательно спланированной шалости, как изначально думают герои, практически весь педагогический состав учреждения оказывается запертым в четырех стенах самой неприступной крепости интерната. Но что произошло? Кто их запер? Почему из окна больше ничего не видно? Откуда в кабинете взялось инвалидное кресло? Куда пропали все воспитанники интерната? Этими вопросами задается зритель вместе с нашими героями.
Противопоставление «порочного» взрослого мира и «светлого» детского режиссер возводит в абсолют. Ведь в чистилище, коим оказывается кабинет, собрались продажные, слабые и алчные взрослые, а за его пределами – абсолютная утопия, мир супергероев-детей, где нет ничего невозможного, царит равноправие и свобода, все живут в мире и согласии. Что нужно сделать, чтобы попасть в этот идеальный мир? Конечно же, подчиниться правилам «детской» игры и совершить добрый поступок. Шанс на искупление получают все. Но все ли сумеют им воспользоваться?
Спектакль Сергея Карабаня буквально заставляет зрителя представить себя на месте героев и подумать, как бы они повели себя в подобной ситуации. Испугались бы или начали продумывать план действий? Смогли бы признать свои ошибки и попросить прощение за содеянное или до последнего стояли бы на том, что все их решения были правильными? Или, может быть, изначально бы не пошли на сделку с совестью и вовсе не оказались бы в этом чистилище? Есть ли вообще выбор, или любое решение приведет в конечную точку, доказав его иллюзорность?

Спектакль ставит зрителя перед выбором, заставляет его выйти из зоны комфорта и оказаться в стрессовой ситуации. А моралью, которую можно усваивать, а можно и нет (снова выбор!), является простая истина: принимая решения, нужно думать, к каким последствиям они могут привести.
Текст: Екатерина Мельниченко
Фото: Театр Практика