Театр
Комедия о трагедии
«Бог знает; о тебе

Там говорить не слишком нынче смеют.

Кому язык отрежут, а кому

И голову — такая, право, притча!

Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты.»

А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Репетиции «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко начал в далеком 2010 году, однако представить спектакль зрителям так и не успел. Спустя 12 лет Евгений Цыганов воплотил в жизнь задумку Мастера и, опираясь на архивные аудиозаписи и видеоматериалы тех самых репетиций, поставил «Комедию о трагедии», сделав Фоменко основным действующим лицом.

Театральный сезон в Мастерской Петра Фоменко закрыли яркой и необычной премьерой — «Комедией о трагедии», которая затрагивает исторические события Смутного времени, начинающиеся согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчивающиеся воцарением Лжедмитрия. Основой постановки послужили репетиции, читки пушкинской трагедии «Борис Годунов», которые сам Петр Наумович Фоменко проводил зимой 2010/11 года. Спустя некоторое время работа над текстом А.С. Пушкина была приостановлена, а потом Мастера не стало… Однако «рукописи не горят», как и различные материалы с тех самых репетиций, сохраненные актерами, и вот спустя десятилетие зрители театра смогли увидеть некий оммаж Петру Наумовичу, бережно представленный режиссером Евгением Цыгановым.
Замысел и общую атмосферу постановки сразу же задает ее название. Фоменко говорил, что без комедийного аспекта в современном мире трагедию сделать очень сложно, чистая трагедия обречена — всегда нужно искать юмор. Интересно, что еще в светлом фойе театра я заметила цитату, принадлежащую Ольге Антоновой и размещенную на одной из колонн: «В Петре Наумовиче Фоменко была такая острая печаль по счастию, по легкости бытия, по веселью, по остроумию. И он всегда насаждал это чувство в любом своем спектакле». Такое мироощущение, отношение к жизни очень ясно чувствуется в «Комедии о трагедии» по двум причинам. Во-первых, некоторые артисты, занятые в постановке, принимали непосредственное участие в репетициях 2010-2011 годов, напрямую впитывая наставления своего «учителя». А во-вторых, самого Петра Фоменко, пожалуй, можно назвать главным действующим лицом спектакля. С большого экрана в глубине сцены благодаря сохранившимся архивным видео- и аудиозаписям Мастер неотрывно наблюдает за происходящим на сцене, направляет актеров, размышляет, дает свои комментарии и, конечно, шутит. Именно поэтому постановка получилась легкой и понятной каждому, в ней даже печальные сцены оставляют на душе светлый след.
Полурепетиционный формат спектакля позволяет зрителю почувствовать особую связь с театром и артистами, как будто изнутри понаблюдать за жизнью загадочного закулисья и процессом сценических метаморфоз. Такой эффект достигается ненавязчиво, естественно. Здесь хочется обратить особое внимание на декорации и костюмы, которые придают необычной задумке спектакля целостность и завершенность: по бокам сцены стоят в ряд гримерные столики с зеркалами, как бы очерчивая игровое пространство с подвижным помостом в центре, а актеры изначально появляются перед зрителями в белых, словно чистый лист бумаги, одеждах, которые потом «окрашиваются» и меняются на яркие исторические наряды.

Неизменно белым остается лишь строгий костюм Ремарки — образа пушкинского слова, самого Пушкина. Она находится вне основной сюжетной линии, но служит связующим звеном между сценами. Несколько раз в течение спектакля мы слышим из колонок поучительный голос Мастера: «Не ставьте точки!» По моему мнению, именно этой фразой можно точно охарактеризовать Ремарку: ее интонации всегда восходящие, будто недоведенные до конца, однако сразу подхватываемые главными героями, что позволяет повествованию течь последовательно и непрерывно.
Помимо Ремарки, блестяще сыгранной Стефани Елизаветой Бурмаковой, хотелось бы отметить образ Гришки Отрепьева, будущего Лжедмитрия. Владиславу Ташбулатову удалось показать, как этот гениальный проходимец проделал путь от человека с какой-то щемящей невинностью во взгляде до, выражаясь словами Петра Наумовича Фоменко, «безумца с Нижнего Тагила».

Примечательно, что практически каждый актер в постановке примеряет на себя образы сразу нескольких персонажей. В связи с этим поражает, как мастерски преображаются актеры по ходу действия спектакля: монах-летописец Пимен становится Борисом Годуновым (Карэн Бадалов), Шуйский — Мнишеком (Игорь Войнаровский), отец Варлаам и отец Мисаил — иностранными капитанами (Михаил Крылов, Андрей Миххалёв), а Марина Мнишек — Феодором Годуновым (Ольга Бодрова).
Рассказывая о «Комедии о трагедии», Евгений Цыганов подчеркивал, что эта постановка — про любовь к театру, к Мастеру; про любовь Мастера к Пушкину и к стране, к своим ученикам. И это чувствуется. В каждой мизансцене, реплике, интонации, режиссерском и актерском решении. Вслушиваясь и всматриваясь в происходящее на сцене, в очередной раз понимаешь, что Пушкин действительно бессмертен. И Петр Наумович Фоменко тоже. Убедиться в этом можно будет на следующих показах «Комедии о трагедии» 15 и 16 сентября.
Текст: Анна Каревская
Фото: Анна Иноземцева, Вера Юрокина, Сергей Петров