КИНО

Не все то золото, что блестит

Чтобы прервать порочный круг, нужно стать необходимым злом
Получивший гран-при кинофестиваля «Маяк» криминальный триллер «Кончится лето» режиссеров Владимира Мункуева и Максима Арбугаева был горячо принят и на МКФ «Послание к человеку». Притча о двух братьях, основанная на реальном случае грабежа на золотодобывающем артеле в якутской глубинке, разворачивается в рамках жанра, но завораживает своей простотой.

Кеша (Юра Борисов) возвращается в родной поселок на островной части Якутии после отсидки за неназванное преступление. На берегу его уже ждет младший брат Тима (Макар Хлебников), только что выпустившийся из школы и мечтающий поступить на бюджет в Новосибирск. Их уставший от выживания на одну пенсию отец (Дмитрий Поднозов) устраивает Кешу на работу к своему бывшему партнеру Степанычу (Александр Мосин — снимался у Балабанова в «Груз 200» и «Мне не больно»), а для Тимы берет кредит под 17%, чтобы тот «поскорее свалил» из этого богом забытого места.
Казалось, жизнь семьи наконец начнет налаживаться, но все надежды на лучшее рассыпаются, когда Кешу подставляют на новой работе и с позором выгоняют. Так, из сказки о двух братьях история превращается в библейскую притчу о том, что бывает, когда месть и жадность застилают взор. Обаятельная ухмылка и плутовская чертинка в глазах Борисова могут уговорить кого угодно на что угодно, потому идея украсть золото у бывшего начальника и помощь каждого из попавшихся ему и Тиме героев оборачиваются для всех причастных трагическими последствиями. Хоть слитки и тяжелы и след их кровавый, они вселяют Кеше призрачную надежду на то, что все его глупые поступки окупятся.

Динамика отношений двух братьев переворачивается с ног на голову, и еще зеленый и невинный Тима Макара Хлебникова оказывается тем, кто на самом деле несет на себе всю ношу поступков старшего брата, который, по всем законам логики, должен быть более ответственен. О том, что Кеша — его непосильная ноша, зрителю намекают еще в начале фильма, когда Тима со смехом бежит домой, неся старшего брата на плечах. Их болезненный симбиоз любви и принятия не разрывается почти до самого конца, и от этого становится еще грустнее.
Порочный круг насилия, начатый незадачливым грабителем, не прекращается, его уверения в том, что «все будет хорошо», уже не успокаивают ни Тиму, ни зрителя. Из этого лимба холодного лета якутских лесов и водных просторов не сбежать, и братья возвращаются туда, где все началось. Монотонно-печальная музыка Павла Додонова вторит их постоянному бегу среди разрухи и тоски родных земель. Камера выхватывает их лица, тревожные и напряженные взгляды и единственное яркое пятно на бесконечно сером пейзаже — красную подкладку на куртке Кеши. Конец предсказывается в обреченном тяжелом взгляде Макара Хлебникова: чтобы прервать порочный круг, нужно стать необходимым злом.
Золото в «Кончится лето» не обладает магическими свойствами, как кольцо из «Кольца Нибелунгов», но Кеша, словно жадный гном Альберих, кует собственную погибель, отринув любовь и став «властелином» пары кровавых слитков. Лето заканчивается для братьев, так и не начавшись. Мы вместе с песней группы Кино все еще ждем ответа в титрах, но так его и не находим. «Надежд больше нету», как бы банально это ни звучало.
Текст: Ника Маккена
Фото: Film.ru, Кинопоиск