Театр на Таганке

И катится колесо жизни

Этот навсегда утерянный мир
Спектакль «Деревянные кони» — это короткое путешествие в то прошлое, которое осталось без надежды на будущее: в нем есть лишь угасающие искры света, последняя радость перед неминуемым исчезновением.

Это история трех женщин из разных поколений: Василисы Милентьевны (Елена Оболенская), Пелагеи (Александра Басова) и Альки (Анастасия Лазукина). На долю каждой из них выпали тяжелые испытания: Милентьевну выдали замуж в шестнадцать лет в далекий дом к суровым людям, вся жизнь Пелагеи — тяжкий труд, а Алька в юном возрасте столкнулась с жестоким предательством. Прошлое каждой намертво переплетено с настоящим и перетекает из одного в другое — на сцене будто разом показаны две линии времени. Каждый раз, стоило героиням коснуться чего-то особенно болезненного в своих историях, время для них словно останавливалось, и они окунались в прошлое, раз за разом переживая эту боль по-настоящему.
Историю Милентьевны мы слышим устами ее невестки Евгении, бойкой и громкой женщины, взявшейся бередить старые раны. Она восхищается и ужасается, не понимает, как можно быть такой смиренной и честной, как Милентьевна, пережившая жестокого мужа, коллективизацию и смерть детей. Настоящая праведница, без которой «не стоит село», — она с христианским смирением несет свой крест тяжелой женской судьбы в деревне. Но дни Милентьевны идут на убыль: вот уже и грибы, которые каждый год она приносит невестке, совсем гнилые и испорченные, ей тяжело двигаться и еще тяжелее вспоминать свою безрадостную жизнь. Колесо жизни движется вперед, а Милентьевна навсегда остается в прошлом, будто отломанная спица, оставшаяся лежать посреди пустой пыльной дороги.
Пелагея Амосова мечтает вырваться в люди через дочь Альку: сама она это сделать уже не может. Волевая, сильная и отчаянная, Пелагея много и тяжело работает, изо всех сил помогая дочери: заставляет ее учиться и хлопочет о ее паспорте, бережет от неудачных партий и сватает, как только видит наиболее удачную. В отличие от смиренной Милентьевны, она будто спорит со всем миром, который тоже никогда не был к ней ласков, и ищет в нем если не счастье, то хотя бы выгоду. Пелагея поначалу отталкивает: она строго обходится со своим мужем Павлом (Максим Михалев), неласкова к золовке Анисье (Антонина Комиссарова), кажется, будто за бесконечным поиском места под солнцем она готова поступиться самыми близкими, но чем больше мы узнаем о ее прошлом, тем больше сочувствия она вызывает. Ничто не помогло ей стать ни счастливой, ни свободной, ни обеспеченной.
Передался смелый, отчаянный характер и Альке: пережив предательство любимого человека, она навсегда разрывает связь с деревней, отрезая эту жизнь как неживую. Но в новую она не берет никого: как колесо жизни катится вперед одиноко, так и в город девушка уезжает одна. Для Пелагеи это становится непоправимым ударом — дочь работает официанткой в ресторане, который деревенские жители называют «стараном», живет одна, не пишет матери. От болезни и горя умирает муж Пелагеи, и даже вожделенные плюшовки, на которые она так долго и трудно зарабатывала, выходят из моды — и вместе с ними «выходит из моды» Пелагея. Все, на что она копила — одежда, отрезы ткани — все это оказывается никому не нужным. Колесо жизни безжалостно перемалывает ее — от таких потрясений она больше не оправится. В этой жизни Пелагея остается одна — ей некому принести воды в трудную минуту, и лишь только после смерти от мужа она получает сотню ведер, из которых теперь можно пить сколько угодно.
В никуда уходит Милентьевна, умирает Пелагея, навсегда рвет связь с деревней Алька. Все люди, оставшиеся в ней, как будто застывают каменными статуями — вместе с ними исчезает и сама деревня.

И только колесо жизни продолжает катиться вперед.
Текст: Юлия Гурьянова
Фото: Театр на Таганке