театр имени Евгения Вахтангова

Я ПРОСТО ХОТЕЛ ТВОЕГО ВНИМАНИЯ, МАМ

О сыновьях, матерях и любви, которая калечит
Последние сезоны принесли театру Вахтангова множество перемен. Перечислять их незачем, лучше рассказать о средстве, которое помогает театру оставаться на плаву в любые времена. И это средство – работа. Постоянная и усердная работа. А какая может быть у театра основная работа, если не играть и не ставить новые спектакли? Парад Вахтанговских премьер продолжается. На этот раз на Новой сцене и вновь в содружестве с Сергеем Яшиным.

Примерно год назад режиссер выпустил спектакль на этой же сцене и с Людмилой Максаковой в главной роли. Кажется, их совместная работа была настолько удачной, что теперь их можно назвать «динамическим дуэтом». Их вкусы совпадают и в выборе материала, и в подходе к заглавному лицу пьесы. Людмила Максакова смело и гордо берется за роли больных, не самых благоразумных старух, каждый раз доказывая, что блистать можно даже разменяв девятый десяток! Секрет такого успеха сокрыт в различных параметрах, от здорового и активного образа жизни, до обыкновенной финансовой обеспеченности, но отметить я хочу иной вариант, романтичный. Чтобы сохранить великолепие в свете софитов, нужно быть искренней и браться за те истории, которые важны в первую очередь для тебя.
«Королева-мать» – пьеса Манлио Сантанелли, итальянского драматурга с итальянскими архетипами и не очень итальянским настроением. Центральная тема будет актуальной, покуда человек рождается из утробы матери и погибает наедине с собой; то бишь всегда. Мать и сын, обиженные друг на друга, мучающие друг друга, не понимающие ни друг друга, ни самих себя. Тема отношений матери и сына едва ли уступает по популярности теме отношений отца и дочери, она также основана на сопротивлении мужского и женского начала. В их тандеме безграничная любовь и беспрекословная властность не уживаются вместе, не создают гармонию. Они разрушают героев по отдельности и уничтожают их, смешавшись воедино.

Взглянуть в глубину проблемы мать не сможет в одиночку. На сцене ее должен поддерживать сын. Роль Альфредо, сына Реджины, той самой королевы-матери, исполнил один из ведущих вахтанговских актеров Владимир Логвинов. И до чего же вместе с народной артисткой они похожи на настоящую семью! Это – часть волшебства театра на Арбате. Вахтанговцы сближаются уже во время учебы, молодых-зеленых ребят поддерживают заслуженные и народные артисты, которые делятся своим опытом и приверженностью традициям их театра. Заглавных исполнителей спектакля объединяет не только сценическая деятельность, но и преподавательская работа в Щукинском институте.
Уверена, вы поймете, какой феномен я имею в виду, описывая тот отряд актеров, которых ждут в составах, а потом всю постановку высматривают молодые барышни. Обычно они играют или задумчивых антигероев, или откровенных подлецов, но каких красивых и каких обаятельных! Также я уверена, все понимают, что роль Анатоля Курагина в «Войне и мире» недвусмысленно намекает на подобную характеристику актера. Логвинов наделен отрицательной харизмой, но пополняет свой послужной список и другими планами. Альфредо не олицетворяет байронического героя, он слишком жалок для этого. Он пытается храбриться, пытается взять ситуацию в свои руки, но его собственная жалость к себе и уязвленность от любых слов матери берут верх. Он не отвечает миру, не стоит за себя, он пьет транквилизаторы и страдает в своем уголке. Любая его воля пресекается маминым напором, он даже злодействовать не может до конца.

Иронично постановку можно назвать: «Людмила Максакова и молодые мужчины». Поддерживающие роли Арлекина и Скарамуша исполняют студенты Матвей Глинчевский и Даниил Каплинский. Они добавляют классическую итальянскую нотку в эту тяжелую и мрачную историю, хотя и эта нотка больше похожа на тень. На сумрачный отголосок южных грез и неаполитанского счастья. Функции этих масок разнятся в зависимости от того, к кому из главных героев они обращаются. С Реджиной они больше дурачатся, помогают с рассказом о ее молодости. С Альфредо они беспощадны и появляются, чтобы напомнить об образе отца. Самого лучшего человека, полубога и короля, от которого, по мнению матери, он ничего не унаследовал.
Станиславский говорил: «Когда ты будешь играть доброго, – ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». Но кто из героев злой, а кто добрый? В самом начале спектакля, когда из левой кулисы выходит облаченная во все черное чахлая женщина, которая расставляет себе по дому стаканы воды, потому что нет мужчины, который бы ей его подал, ты проникаешься симпатией. Ты не понимаешь, почему ее сын так груб с ней, зачем он так ругает ее. После все обретает смысл. И вот уже Реджина кажется тебе антагонистом. Застрявшая в искаженных воспоминаниях о жизни, которой, вполне возможно, у нее никогда не было, идеализирующая ушедшего мужа, терроризирующая своих детей, пытающаяся то храбриться, то вызывать жалость – она мало отличается от своего сынишки. А точнее, он мало отличается от нее. Они любят друг друга, но эту любовь извращает их личное горе. Мама сходит с ума, ибо не может признать, что уже давно живет в выдуманном мире, а сын – потому что недостаточно силен, чтобы выбраться из пучины этой лжи и своего нытья.

Рефлексия, семейные разборки… Спектакль очень сложный, но в нем есть и смешные, остроумные или даже милые эпизоды. Минуты, когда мать и сын мирно танцуют, когда вместе вспоминают детство, когда рассказывают небылицы, только чтобы привлечь внимание. Можно заметить, что в тандеме Сергея Яшина и Людмилы Максаковой постепенно коронным становится прием некой «нежной иммерсии». В «Мастер-классе» народная артистка рассматривала зрителей в зале и оценивала, насколько они соответствуют стандартам стиля и статуса Марии Каллас. В премьере этого сезона Реджина зовет Альфредо выглянуть в окно, направленное, конечно, на зрительный зал, чтобы показать жену, которую она для него выбрала. Для кого-то вечер стал бы еще насыщеннее, если бы среди публики и правда нашлась пятнадцатилетняя девочка, в глазах матери ставшая эталоном идеальной жены для ее уже относительно молодого сына.
Чтобы порекомендовать «Королеву-мать», нужно убедиться, что твоим знакомым это пойдет на пользу. Чтобы пересмотреть «Королеву-мать», нужно собраться с силами. Чтобы понять «Королеву-мать», ее нужно увидеть воочию. Постановка – маленький, но необыкновенно противоречивый и непростой мир. Мир, с которым тебя по настоящему не познакомит ни один рецензент. Я могу только пригласить. И уже в вашей душе этот мир обретет смысл, доступный вам одним, как любовь матери, которую ничто и никогда не заменит.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Лена Морозова