практика

Игра в блинчики на сознании зрителя

Как связана высокая мода, Первая мировая война, бомжи и финансисты: спектакль «Круги/Фантазии» в театре «Практика»
Голова слегка кружится; такое ощущение, что по ровной глади сознания кто-то решил поиграть в блинчики и сейчас в нем складывается причудливый узор из кругов, меняющийся с каждым новым камушком. В мыслях сотни вопросов, и ни на один из них не хочется искать ответ: боишься упустить впечатление, опустить его до примитивного уровня «Что хотел сказать автор?»

Именно такие ощущения остались после спектакля «Круги/Фантазии» мастерской Брусникина в театре «Практика». Режиссером выступил Никита Кобелев, за основу постановки он взял пьесу французского драматурга Жоэля Помра «Круги/Фантазии». В ней – восемь историй из разных временных отрезков, начиная от Средневековья и заканчивая нашим временем, но ни одна из историй не рассказана от начала до конца, тоже оставаясь своеобразным отрезком. Тридцать персонажей, но играют их всего восемь актеров, повторяясь из истории в историю, как модели во время модной недели, которые участвуют в показах сразу нескольких брендов.
Сравнение с миром моды напрашивается само собой, когда зритель сталкивается при входе в зал со сценой-подиумом. Актеры проходят по ней, как модели, но показывают не костюмы, а персонажей и их судьбы. Мода циклична: то, что носили вчера и что «устарело», возродится с небольшими изменениями, но с той же сутью, через несколько десятилетий. Так и судьбы человеческие: вне зависимости от времени важными в них остаются главные понятия – честь, любовь, семья, деньги, успех. Что в Средние века, что сейчас человек хочет быть кем-то, иметь какой-то смысл в жизни. Эти главные понятия расходятся по истории, как круги на воде, пересекаясь и создавая парадоксальные узоры. Рядом не только любовь и ненависть; любовь может быть рядом с деньгами, с успехом (но успех – не равно деньги), честь может соседствовать с равенством, а осознание самого себя – с осознанием Бога.
Прогрессивная аристократка (Дарья Ворохобко) ратует за равенство между собой и слугами, а те не понимают ее. Ходячий пример «успешного успеха» – директор предприятия (Родион Долгирев) – в моменте отчаяния обращается за помощью к низам общества, к бомжам. Молодой финансовый директор (Михаил Мещеряков) оказывается прямо-таки в шекспировской ситуации, когда привыкшая к роскоши и власти жена (Марина Калецкая) побуждает его к совершению низкого поступка и потери чести ради, казалось, сомнительной выгоды. Отрыв от цивилизации в глухом лесу побуждает девушку (Эву Мильграм) осознать смысл ее маленькой жизни. Ведущий некой мотивационной игры (Денис Ясик) призывает человека осознать себя как Бога, в то время как сетевой продавец «Библии успеха» (Богдан Кибалюк) пытается заполнить прорехи в жизни. Все персонажи проходят по подиуму, донося в отрывке своей истории ее главную суть.
Во время просмотра нужно позволить спектаклю провести тебя по этим самым кругам. Не нужно пытаться понять, чем еще помимо актеров связаны сюжеты между собой, это откровение придет, если позволить историям будоражить сознание, как кинутый в воду камень, и потом в расходящихся кругах искать смыслы.

После просмотра не хочется разговаривать, обсуждать что-либо. Не хочется даже собрать все мысли, которые непременно появляются, в какой-то свой узор – хочется оставить все так, как получилось в моменте спектакля, и бережно пронести с собой этот опыт.
Текст: Ксения Сластен
Фото: masterskaya_brusnikina