шалом

Тихо!

Пожалуйста, сохраняйте тишину во время спектакля
Что такое лавина? В Википедии читаем: «Значительный объем снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов со скоростью около 20–30 м/с». Сход лавины на человека практически в 100% случаев приводит к смерти. Трагедия может быть спровоцирована множеством факторов: например, землетрясением или погодными условиями. При несчастливом стечении обстоятельств сход лавины может быть спровоцирован очень громким звуком. Сейчас уже доказано, что под громким звуком подразумевается выстрел из ружья или взрыв динамита в горах, но на заре исследования лавин считалось, что даже громкий крик способен вызвать смертоносную снежную гору. На этом заблуждении строится сюжет пьесы турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу, спектакль по которой поставила Сойжин Жамбалова в Московском еврейском театре «Шалом».
В одном горном селении есть правило — издавать любые громкие звуки можно только летом. В любое другое время года нарушение приведет к сходу лавины, и тогда все погибнут. Об этом знали родители тех, кто сейчас живет в селении, их родители и родители их родителей. Во избежание катастрофы даже секс у молодых супругов происходит по расписанию, чтобы если вдруг наступит беременность, ребенок родился в счастливые летние месяцы. Однажды одни молодожены (Тимофей Бенедиктов и Елизавета Потапова) не выдержали, случилась беременность в неположенные сроки, и будущую мать в болезненных схватках заковали в ледяной гроб, чтобы ни она криками боли, ни ребенок своим первым возгласом не спровоцировали сход лавины. Спустя 50 лет этой историей пугают молодую женщину (Александра Ахметзянова), которая должна родить через месяц — как раз в разгар лета. Вдруг у нее начинает сильно болеть живот. Ее муж (Федор Бычков) пытается успокоить жену, мол не схватки это, поболит и пройдет. Но боль не проходит, и семье предстоит сделать тяжелый выбор: поддаться многовековому страху и сдать невестку старейшинам или сохранить сразу две жизни, но рискнуть всем?
«Лавина» — это тот спектакль, к которому лучше купить программку заранее. В ней, помимо информации о спектакле, написаны научные факты про лавину, про природу страха и про некоторые законы работы общества и человека в нем. Программка как будто направляет зрителя в мир спектакля, чтобы он вошел в него уже подготовленным, потому что иначе лавина непонимания может накрыть уже при входе в зал. На сцене все ледяное. В середине огромный кусок льда, угрожающе свисающий с потолка, а под ним — пара людей, которые доверительно жмутся друг к другу. Остальные предметы быта тоже покрыты кромкой льда — кажется, что он повсюду.

С третьим звонком оказывается, что в темноте сцены прятались другие члены семейства. Никто из них не назван по имени, это просто Семейство из трех поколений — бабушка (Светлана Свибильская), дедушка (Григорий Каганович), папа (Дмитрий Уросов), мама (Вероника Патмалникс) и сын с невесткой. Просто портрет семьи. «Старшие», которые могли спасти свою семью от вечной тишины, но вернулись в селение. «Средние» думают только о том, что о них подумают другие люди, какая у них репутация. А «младшие» просто хотят жить свою жизнь, которая только началась, растить ребенка, учиться на собственных ошибках, на которые у них, кажется, нет права. Понятно теперь, почему их решили оставить без имен.
Для того, чтобы интересная задумка и сценография работали, нужна тонкая работа актеров, которые понимают, что и кого они играют, ведь именно так получается цельный спектакль. В «Лавине» это точно случилось. Все больше вовлекаясь в то, что происходит на сцене, зритель сам становится жителем поселения, и начинает казаться, что ему тоже нельзя издавать громких звуков. Актеры очень тревожно реагируют на любой шорох, который происходит не на сцене, и от этого иррациональное ощущение страха усиливается. Страх и тишина — главное, что определяет весь спектакль, его основные составляющие.

Что победит в итоге — любовь или страх — решать зрителю самостоятельно. В спектакле три концовки, и какая больше впечатляет, какая кажется правильной — такую и можно выбрать. Этот интерактивный элемент делает из спектакля конструктор, который можно построить согласно моральному компасу зрителя. Что ему бы больше понравилась: грустный, справедливый или счастливый финал? А может, это все одно и то же? На протяжении спектакля режиссер отвечала на все вопросы зрителя, а в конце позволила себе поставить вопросительный знак: что в итоге побеждает?
Текст: Ксения Сластен
Фото: Марк Еленцов, Ксения Шабунина