ГДЕ ТЕАТР

Ультранасилие, любовь, и котики

«Ни один кот не пострадал»
Кровавая история ирландской борьбы за независимость, а в особенности период «Смуты», остается довольно щепетильной темой для самих жителей разобщенной страны. Члены Ирландской национальной освободительной армии (INLA), несмотря на предельную жестокость, считаются национальными героями во многих уголках республики.

Вторая часть трилогии пьес об Аранских островах, «Лейтенант с острова Инишмор», основывается на истории как раз об одном из таких «героев» и в свойственной Мартину Макдонаху остроумной манере переворачивает идолопоклонничество с ног на голову. Моральные идеалы на деле оказываются лишь словами, прикрывающими животную потребность человека к саморазрушению. Конечно, в самой Ирландии эту пьесу не особо жалуют. Но для Макдонаха нет ничего святого (кроме, разве что, ирландских котиков, да и то не всех), за что мы его и любим.
Желание Макдонаха испытать театрального зрителя на прочность, заставить его почувствовать реальность ужасов, происходящих на сцене, и одновременно смеяться над ними, в полной мере смогли воплотить выпускники мастерской С.Я. Спивака во главе с режиссером Яной Миносян.

«Ни один кот не пострадал», — уверяют зрителей перед показом спектакля, и действительно, в роли трупов животных ни одного настоящего кота не занято, выдыхаем. На самой сцене из декораций лишь входная дверь с табличкой «Home Sweet Home», стол и скамейка. Кажется, мелкий Дейви (Илья Кондаков) переехал кота сына Донни Осборна (Максим Кисляк). Местные жители зовут юного Осборна «Бешеный Падрайк», и исполнитель роли Фёдор Фролов действительно соответствует своему герою. Глядя на безумную ухмылку на его измазанном в искусственной крови лице, можно поверить, что у него дома под потолком висят два-три наркоторговца. Падрайк — лейтенант INLA, и поэтому его возвращения и мести за убитого питомца боятся все местные, даже отец.
Конечно же, как в любой пьесе Макдонаха, на каждого антигероя найдется и злодей. Здесь это одноглазый Кристи (Данила Иванов) и его сообщники — Брендан (Антон Перфильев) и Джоуи (Ян Юркевич). Своей динамикой старой семейной пары с глупым сыном-подростком актеры создают лучшее комедийное трио. Ну и не обходится без романтики — для «Бешеного Падрайка» находится такая же бешеная сестра Дейви, Мейрид, в исполнении Екатерины Родионовой. Эта парочка действительно соответствует фриковатости друг друга.
Ирландские баллады, записанные специально для спектакля фолк-ансамблем THE REDBOX, усиливают романтически ностальгическую атмосферу постановки. Несмотря на крайнюю жестокость происходящего на сцене (довольно натурально выглядящую, кстати), спектакль заставляет хохотать во весь голос, даже если ты иногда не понимаешь, над чем, собственно, смеешься. Выйдя из театра, хочется прийти домой, обнять кота и рассказать ему всю эту историю как абсурдный анекдот. Любите своих котов, как Падрайк любил Малыша Томаса, но и о близких людях не забывайте. Сводите их в театр на «Лейтенанта», например.
Текст: Ника Маккена
Фото: Иван Панов, Надежда Борисовская