«Все понимали, что это большой риск и большая ответственность. Но наше увлечение и вера в то, что это сейчас нужно, стояли во главе всего», – с такими мыслями несколько лет назад начинала работу, по словам режиссера и худрука РАМТа Алексея Владимировича Бородина, команда спектакля «Леопольдштадт». Эта пьеса была прислана ему еще до знаменитой лондонской премьеры: на протяжении долгого времени между автором, английским драматургом Томом Стоппардом, и Молодежным сохраняется крепкая творческая связь и дружба.
На пороге двадцатого века в роскошной квартире в районе Леопольдштадт, известном в народе как «остров мацы», собираются члены большой еврейско-австрийской семьи Мерц. Свобода от национальных и религиозных предрассудков царит в этих стенах: внук Якоб (Максим Бухтояров/Роман Криволапов), переживший крестины и обрезание на одной неделе, по ошибке украшает верхушку рождественской ели звездой Давида. Его детство проходит в историческое время для еврейского народа. «Мы – знаменосцы ассимиляции», – восклицает отец мальчика Герман (Евгений Редько), предвосхищая наступление «новой» эпохи для себя и своих родных в стране. Амбициозный и успешный фабрикант, принявший христианство, он стремится к признанию в буржуазных кругах и интеграции в светское столичное общество, моментами отвергая свое происхождение. Муж его сестры Людвиг (Александр Доронин) отличается меньшим оптимизмом (и бóльшей проницательностью, как показала история) и, напротив, видит усиление антисемитизма. Звучит пророчески молитва-тост главы клана бабушки Эмилии (Лариса Гребенщикова): «Господи, пошли моим внукам пустыню!»