КИНО

Мы здесь навсегда

«Отцы и дети» под звуки перестрелок
«Лихие» с первого взгляда — очередная драма о приевшихся девяностых. Казалось бы, чего еще не сказано об этом времени? Эпоха прочно закрепилась в сознании зрителя устойчивыми ассоциациями и образами, но режиссер Юрий Быков разбавляет их своими, вызывая у смотрящего закономерный диссонанс. В сериале нет малиновых пиджаков и пафосных авторитетов в кожанках. В фокусе — обычные люди, раз оступившиеся и навсегда вынужденные застрять в кровавой системе «своих и свидетелей».

В основу положена хоть и реальная, но достаточно распространенная для эпохи история Евгения Дёмина (прототипа одного из центральных героев повествования — Евгения Лиховцева). Несомненно, этот факт только усиливает эмоции, которые может испытать зритель при просмотре. Наблюдение за тем, как маленький герой на экране оказывается поневоле вовлечен в отцовские дела, вызывает сплошной ужас и разочарование. Женя проходит большой и сложный путь взросления и формирования характера сквозь личностные сломы и ночные кошмары, вырастая в копию своего отца. Ему, как и любому другому герою, предоставляется выбор: пойти по пути насилия или жить спокойной жизнью. Однако отец и старший сын друг к другу очень привязаны, что становится, наверное, главным мотивом сериала.
За внешним фасадом бандитских разборок скрывается проникновенная семейная драма, даже трагедия об отцах и детях. Вынужденная выкручиваться в тяжелых условиях семья разваливается из-за неаккуратного решения ее главы — Павла Лиховцева — заработать больше денег в роли водителя у бандитской группировки. Больше всего страдают, как обычно, дети, насильно оказавшиеся в этом преступном хаосе. Но отца — сурового деревенского мужика, не проявляющего к своим сыновьям ласки, — разочаровать нельзя. Вот просто нельзя, иначе ты потеряешь свой авторитет и не будешь достойным преемником. Старший сын Женя отца подвести не может, а потому уходит вместе с ним, отделяясь от матери и брата. Этот раскол характеризует собой его отречение от спокойной размеренной жизни: пути назад нет, а впереди — невозможность дать промах, иначе сам будешь «съеден». Быков показывает весь ужас времени глазами того, кому не должно быть места среди крови и насилия, — ребенка.

Юрий Быков и его умение работать с закадровой командой, безусловно, скрашивают неровности сценария. Характерные желто-синие тона в ночных сценах, создающие атмосферу холода и напряжения, сочетаются с яркими и беззаботными картинками дневных дворов, в которых обманчиво спокойно. Оператор Глеб Вавилов умело находит интересные кадры, предоставляя возможность открывать новые точки зрения на героев вместе с новыми ракурсами. А визуальные решения, иллюстрирующие кошмары и видения маленького Жени, — настоящее украшение сериала, умело сгущающее краски и вызывающее мурашки через экран.
Природные виды тоже являются частью сюжета — такими безмолвными наблюдателями со стороны, скрывающими в себе множество тайн, закопанных местными жителями. Хабаровский край снимали в Карелии — многих жителей Дальнего Востока это решение, конечно, возмутило, однако это было вынужденной мерой. Правда, на экране различия заметны, наверное, только местным жителям.

Нельзя не отметить и актерский состав — он у Быкова получился многочисленный, разношерстный и звездный. В профессиональных навыках Артёма Быстрова сомневаться не приходится уже давно — он превосходно справляется с любой своей ролью. В «Лихих» он не изменяет себе и играет диковатого, сурового деревенского мужчину Павла Лиховцева, который обладает железным характером — зритель чувствует его тяжесть на себе. Их взаимоотношения с экранным сыном и вовсе вызывают мурашки — четырнадцатилетний Савелий Кудряшов глубоко проживает своего персонажа, создавая сильный и проникновенный дуэт с Быстровым. Повзрослевшего Женю Лиховцева играет — нет, живет Евгений Ткачук. Увы, за восемь серий им с Быстровым не удалось пересечься на экране, но есть надежда на это во втором сезоне.
По ходу просмотра возникает достаточно вопросов к сюжету и персонажам, которые к финалу остаются без ответа. Возможно, некоторые ответы раскроются с выходом второго сезона. Течение повествования воспринимается сложно — от слегка растянутых диалоговых сцен сериал прыгает к стремительным, как повышение главного героя от водителя до «своего», боевкам. Диалоги порой пестрят излишним пафосом, а иногда — слишком неправдоподобны. С флэшбеками и флэшфорвардами, увы, в этот раз у Быкова не получилось — практически никакого визуального разграничения между ними нет, что усложняет восприятие и попытку уследить за сюжетной линией. Однако на все вышеперечисленное можно закрыть глаза.

Главный вопрос, который остается в конце — а такой ли это «правдивый» сериал, как о нем говорят? При разговоре про кино о девяностых часто сетуют на романтизацию насилия, бандитов и переворачивания морали. На первый взгляд, у Быкова это отсутствует — все прозрачно и без пафоса. Но, всмотревшись глубже, можно заметить, что, несмотря на попытки сделать пропагандирующее гуманные ценности кино, выступающее против бандитизма, у создателей получается аттракцион. Обилие отточенных и красивых боевых сцен, крови и жестоких убийств, которые вызывают у зрителя интерес, но никак не отвращение. «Лихие» заставляют нас сочувствовать беспринципным убийцам, оправдывать их и совершенное ими насилии. Возникает желание продолжать смотреть, наблюдать за местью еще большим негодяям за их абстрактное «плохое» или неугодное героям.
И тем не менее «Лихие» — зрителю остается возможность самому выбрать сторону: придерживаться ли мировоззрения главных героев или же противоположного? Имеют ли они шанс на искупление или нет? В ожидании второго сезона можно занять себя рассуждениями о морали. Главное — не повторять путь персонажей.
Текст: Мишель Нечаева
Фото: Кинопоиск, Кино-Театр.ру