КИНО

(далеко не) самая большая луна

Когда мода берет верх над разумом
«Среди нас живут вампиры…», — нет, это уже всем надоело. «Среди нас живут Иные…», — тоже нет, слишком очевидно. «Среди нас живут путешественники во времени…», — кто это придумал? Немцы? Нет, бред какой-то. Чего-то же еще не было… Точно! «Среди нас живут эмеры, сверхлюди, наделенные необычными способностями»…

Так начинается описание фильма «Самая большая луна» на Кинопоиске. Несмотря на внешнюю оригинальность идеи сценаристов Елены Ваниной и Александра Попогребского, чувство дежавю при просмотре возникнет у любого, кто видел хоть один фильм в жанре молодежного фэнтези. Хоть он и считается в обществе второсортным и ему свойственны клише и неточности, целевая аудитория все-таки горячо любит эти истории, и влияние янг эдалта на современную киноиндустрию сложно отрицать. Постараемся разобраться, почему же «Самая большая луна» — плохое кино даже для своего жанра, и немного поиграем в игру «угадай культовый фильм, которым вдохновлялись создатели в том или ином моменте».
Для начала стоит разъяснить, кто такие эмеры. Согласно лору фильма, эмеры — это сверхлюди, способные контролировать эмоции обычных смертных, но сами ничего не испытывающие. Кстати, к эмоциям здесь относится и физическая боль. До просмотра мне было интересно, как создатели справятся с драматургией безэмоциональных героев, но они, похоже, забыли про это правило еще в первом акте. Эмеры живут небольшими группами и периодически выходят на «охоту». Интересно, что здесь проводится аналогия с запрещенными веществами: герои «сидят» на ревности, ярости, страхе и влюбленности и сами себя иногда называют энергетическими вампирами. Здесь напрашивается цитата другого небезызвестного вампира про «личный сорт героина».

Хоть и сами создатели признают, что вдохновлялись «Сумерками», начальная сцена отсылает скорее к другому, более свежему фильму «Майор Гром: Чумной доктор». Своеобразный антагонист здесь презентует свое приложение, которое оснащено нейросетью, способной отслеживать и контролировать эмоции. Вскоре мы узнаем, что эмоции контролирует не ИИ, а эмер по имени Глеб (Филипп Янковский). Он, как настоящий маг, проходит с распростертыми руками по вагону поезда и создает там настоящий переполох, а главный герой Денис (Иван Ивашов) стирает волшебника с трансляции для инвесторов. Эмеры работают заодно с бизнесменом, потому что приложение помогает отслеживать эмоциональные аномалии и таким образом находить не инициированных эмеров. Глеб здесь преследует и личную выгоду — он ищет свою дочь эмера-полукровку, которую потерял много лет назад. Девочка, к тому же, обладает уникальным даром, способным перевернуть жизнь всех сверхлюдей.
В каждом янг эдалт фильме должна быть романтическая линия, и в «Самой большой луне» любовным интересом Дениса становится Катя (Симона Куст). Когда создатели фильма говорили, что вдохновлялись «Пятым элементом», то, скорее всего, имели в виду именно ее образ. Катя была воспитана вышеупомянутым бизнесменом в полной изоляции от эмоций, что, впрочем, не помешало ей страстно и запретно влюбиться в Дениса в первый же день после их знакомства. Личностный рост этой героини задумывался как постепенное превращение безэмоциональной куклы в обычную девушку. Но слабый сценарий и сырая игра молодой актрисы сделали из Кати заводную игрушку, которая то сидит с каменным лицом, то резко начинает биться в истерике. А сама любовная линия выглядит как бездумный набор всех «чекпоинтов», по которым проходит клишированная пара в романтическом фильме.

В аудиовизуальном плане это кино можно назвать верхом пустой эстетики. Почти каждый кадр здесь перегружен нагромождениями декораций, разноцветным светом и безумными костюмами героев. По отдельности некоторые образы могли бы выглядеть красиво, но вместе они напоминают фрик-шоу. Диалоги словно состоят из «глубоких» цитат с просторов Интернета, а модная музыка не дополняет сцены, а присутствует «для галочки». Апофеозом всего этого становится сцена, где герои танцуют в заброшенном доме. Все бы ничего, вот только в мире фильма никто не включал музыку — она звучит лишь за кадром.
Единственным лучиком света в этом фильме стал Филипп Янковский. Его актерская игра настолько хороша, что смогла скрасить даже натужные диалоги и на время дать мозгу зрителя отдохнуть. Неважно даже, насколько абсурдна ситуация, которая происходит на экране — Янковский стабильно перетягивает все внимание на себя и отодвигает сюжетные дыры на периферию. Возможно, если бы сцен с ним было больше, впечатления автора этого текста от фильма были бы гораздо лучше.

В идее «Самой большой луны» определенно есть потенциал для создания интересной и трогательной истории, однако реализация напоминает скорее лихорадочный сон, чем цельный рассказ. Возможно, российские экраны еще увидят хорошее молодежное фэнтези, но, к сожалению, не в этот раз.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинопоиск