школа драматического искусства

мама, я блогер

Когда хорошая режиссура победила слишком современный слог
Ведомые многообещающим молодым режиссером Асей Князевой, выпускники ТИ им.Б.Щукина, ГИТИСа и СПбГАТИ организовали студию – собственный театр – и назвали себя «Вахтанговским практикумом»! Еще не нашедшие полноценную, крепкую форму, спектакли «практикума» при этом прекрасны своей молодо-зеленостью и студенческим романтизмом. Они не ставят себе рамки ни классической, ни современной драматургии, дополняя репертуар пьесами, отражающими актуальные и близкие всем нам морали. Александра Стрижевская в своем произведении освещает тему зависимости от социальных сетей, подмены реальности на образ и морального выбора в мире новой этики. Все эти вопросы так или иначе возникают, когда, пролистывая ленту ненужных новостей, натыкаешься на блог очередной гуру-мамы, спортсменки, комсомолки и просто красавицы. Также красной нитью через все повествование проходит вечный конфликт поколений, однако разглядеть интересную фабулу и важную мораль сквозь современный слог и густой слой сленга и эвфемизмов довольно трудно. Для этого хорошо постаралась Ася Князева, оставив дух первоисточника и вытащив суть чуть ближе к аудитории.
«Театр начинается с вешалки», в нашем случае с фойе, хотя и интерьер гардероба в центре Мейерхольда на Новослободской соответствует модерновой отделке всего пространства. А второй этаж, буфет и зона перед залом кричат, зазывают, буквально умоляют зрителей сделать парочку фотографий, селфи и выложить их во все свои аккаунты или просто так, или с хэштегами, намекающими на культурный образ жизни и интеллигентный выбор досуга. Сцена встречает проходящих на свои места зрителей композицией из очень популярных среди интернет-деятелей кольцевых ламп, которые действующие лица забирают в начале действия, без слов заявляя: «В следующие два с лишним часа мы не будем делать ничего настоящего, не будем жить, не будем людьми. Мы будем блогерами». Поэтому все герои и выглядят, как комичные клише из третьесортных драм, – каждый герой выбрал себе образ массовой культуры и придерживается его, потому что так проще, а не потому что они так чувствуют.

Декорации минимальны, герои обходятся парой стульев, неоновыми табличками местоположения и проектором на заднем фоне. Маленькая, замкнутая сцена, с одной стороны, сковывает в движениях, а с другой – дает возможность создавать новые иллюзии. Зоя, семнадцатилетняя девушка, живущая под блогерским крылом матери, мечется по сцене всю первую половину спектакля. Она оббегает ее кругом, она заглядывает во все двери, она повсюду ищет новые пути, но сдается, ведь простым бегством ничего не исправить. Собственное нутро всегда на шаг впереди.
Мир постановки крайне порочен – в нем нет места любви, дружбе, нет места правде, – но по сцене между героев ходит ангел-хранитель, которому сложно понять новый человеческий язык и принять лживость своих подопечных. Он уповает на чужую порядочность, он спасает главную героиню, искренне считая ее своим самым важным человеком, но она вновь и вновь находит способ его обмануть. Ангел терпит, соглашается с ее поведением и любит до самого конца, когда роковое решение подростка заставляет и небесное создание разочароваться. Спектакль заканчивается горькими слезами белоснежного воплощения нашей совести. Когда в руках есть мобильный телефон с камерой и оплаченной безлимитной связью, душа теряет свое значение.

Посмотреть постановку «Мама, я блогер» можно и в одиночестве, чтобы провести вечер в раздумьях и удалить несколько своих постов, и в разновозрастной компании. Маловероятно, что вы откроете для себя новую классику, но, возможно, спектакль подтолкнет вас на уже давно напрашивающийся разговор. Нельзя решать за будущее, оно само расставит все акценты по местам, однако несомненно, что, если образ школьников первой половины двадцать первого века не останется в истории, их поступки будут повторяться и все так же волновать людей.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Софья Кирис и Ревизор.ru