Театр Им. Вахтангова
Мастер-класс
Темная сторона успешной карьеры, безысходная никчемность таланта и тот самый, знакомый каждому студенту, ужас перед строжайшим учителем.
Новая премьера Вахтанговского сезона ознаменовалась постановкой «Мастер-класса» по одноименной пьесе Терренса Макнелли. Сергей Яшин поставил свой третий спектакль в театре на Старом Арбате, и в нём, как никогда раньше, чувствуется так органично вписавшийся в жизнь театра стиль Римаса Туминаса. Монохромность, аскетичность, соитие модерна и винтажа – к показываемой эпохе относятся с уважением и почтением, однако передают это через атмосферу и настроение, нежели через правдоподобные декорации и костюмы. История легендарной Марии Каллас была рассказана уже много раз: поднятые темы абсолютно не резонансны и не совсем актуальны для самых обычных людей, в ежедневные заботы которых не входят самобичевания об очередном выходе на сцену, однако постановка стала и очень стильным дополнением репертуара театра, и самым обыкновенным и всегда нужным напоминаем о человеческом сочувствии и гуманности.
Людмила Максакова, исполнительница главной роли и лицо спектакля, известна своей особенной фактурой и напористым, «отрицательным» обаянием, это и позволило ей создать образ блистательной страдалицы, благодетельной тиранши и просто несчастной женщины. В фабульной идее спектакля можно запутаться: не всегда понятно видим ли мы ожившие письма и мемуары Каллас, присутствуем на её мастер-классе, или присутствуем на мастер-классе, на котором она периодически впадает в ипохондрию и вспоминает всю свою жизнь. Однако же происходит действие настолько органично и легко, что эта деталь и не занимает мысли во время просмотра. Постоянным фоном звучит шелест разлетевшихся из чемодана страниц мемуаров, их много, и они заполняют всю поверхность сцены, также и режиссёр словно сгрузил слишком много на плечи героини, но это объясняется эпохальностью фигуры Каллас. В спектакле вообще часто что-либо объясняют, а ещё чаще оправдываются. Ученики оправдываются перед учителем; Мария оправдывается перед собой; а обобщенный лик творца оправдывается перед судьбой, препятствия которой преодолевает слишком драматично.
Хотя сами уроки скорее похожи на те, что нам вещают на пробных занятиях новомодных курсов и вряд ли в них можно было бы найти хоть какую-то помощь, помимо закалки характера, наблюдать за ними занимательно. Персонажи достигают высокого уровня откровенности, выворачивают свои души наизнанку и оголяют мысли, как гланды и связки, – режиссёр не использует язык символов или иносказания, постановка проста, но поразительно точна в этой простоте. Повествование разбавляется взаимодействием со зрителем, ради которого включается свет над всем залом. Такие моменты с одной стороны приятно тешат осознанием того, что ты находишься в современном театре, с другой заставляют неприятно ёжиться, когда Мария Каллас поворачивается к твоей половине мест и говорит, что «у этой розовощекой студенточки в белой блузке, к примеру, нет лица, нет имиджа», и неважно что на тебе вовсе не белая и вовсе не блузка.

«Мастер-класс» не является ни произведением реакционным, ни кричащим о какой-либо модной повестке, но тем не менее выполняет основную функцию театра. Спектакль вышел умильным, новым, но таким знакомым, не заставляющим думать, но дающим подходящую для этого основу. Спектакль, который можно посетить, когда не хочется менять жизнь, совершать революцию и считывать бесконечные отсылки и культурные аллюзии. Спектакль, который можно посетить, когда просто хочется пойти в театр.

Текст: Аврора Акопян