Назови меня другим именем?
Как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет, поэтому афиша со знакомым названием, да еще и с приставкой «по великому роману» как будто накладывает на рядового зрителя ложные ожидания, а на фильм — ложные обязательства. Безусловно, решение сменить «Воланда» на «Мастера и Маргариту» понятно с точки зрения широкого проката. Здесь стоит и вспомнить предыдущий фильм Локшина и Кантора — «Серебряные коньки», снятый по мотивам одноименного романа американской писательницы Мэри Мейпс Додж. Как история о брате и сестре в Голландии XIX века становится «Титаником» на льду Российской империи, зрителей в общей массе не волнует, потому как книга эта не имеет такого культового статуса. И все же назвать новый фильм рукописью, которая не горит по сей день, скорее всего было правильным решением.
«Мастер и Маргарита» все еще строится на каркасе сюжета романа, отбрасывая необязательные для задумки создателей части. Фильм, по своей сути, сон во сне Булгакова, который пишет свою книгу, растворяясь в Мастере и воображая своего нового знакомого-иностранца (почти Курцио Малапарте) загадочным Воландом. Евгений Цыганов, традиционно играющий усталого интеллигента, но с трагичным надломом, даже выглядит как Булгаков в своем костюме-тройке с бабочкой и в шляпе. Как и пьесы Михаила Афанасьевича, «Пилата» нашего лирического героя снимают с репертуара, а самого автора подвергают унизительному процессу изгнания из Союза Писателей. В не-Мастере Цыганова угадывается и другой полуавтобиографический персонаж — безумный Максудов из «Дьяволиады».