— Последний вопрос: я часто натыкаюсь на мысль от разных людей, что театр когда-нибудь перестанет быть актуальным. Почему он все еще актуален, почему театр будет жить вечно и, сколько бы его не пытались закрыть, он все равно возрождался?
Ярослав: Мне кажется, театр никогда не перестанет быть актуальным, потому что это — живой момент, который ты не можешь запечатлеть. Даже если ты снимешь на камеру, это будет не то. Телевидение израсходовало себя. Там нет свободы слова, искренности высказывания нет, все везде как-то политизировано, есть свои препоны, свои затычки. Ты можешь нести жизнь, и жизнь всегда будет интересна. Театр — один из самых древних видов искусства, и он тоже видоизменялся. Поставь человека на коврике, и это тоже будет театр, если он что-то делает.
Анна: Даже когда ты приходишь в театр, посмотришь, и такой катарсис испытаешь, и понимаешь, что ты не один об этом думаешь, что тебе не одному плохо. Это не то, что ты испытываешь от фильма в кинотеатре. Да, мы тоже ходим в кино, но когда видишь это живое существо на сцене, которое плачет, которое переживает, которое волнуется, которое терзается, тогда понимаешь — ты не один. И ты не просто не один, потому что за тобой там какой-то экран, а потому что перед тобой живой человек, который все это чувствует, хотя говорят, что в театре все одиноки. Театр, мне кажется, будет вечен, потому что искусство само по себе вечно. Его актуальность не в современной драматургии, не в современных пьесах, а в угле зрения, под которым ты на все это смотришь.
Ярослав: Что самое ценное, в репетиционный период в спектакль закладывается очень много разных смысловых пластов и берется за основу что-то одно, но кроме этого одного к нему что-то приделано, такой целый рабочий организм получается, сердце, которое бьется. И каждый зритель в любой день может увидеть новое.
Анна: Есть составы разные, разные актеры играют, с одним артистом это один спектакль, с другим — другой, даже изнутри. Иногда у нас спектакль идет, мы ввели состав, играем уже три года, и происходит открытие: «Вот как нужно было это играть, вот как нужно было это сказать». Когда-то такое случается, когда-то не случается. Фильм можно посмотреть, он как шел, так и будет идти, актёры же будут поворачиваться в ту же секунду, говорить текст. Мы вот сами снимаемся, и наши актеры снимаются, это запечатленное действие, это тоже магия кино, но магия кино — это монтаж. Как однажды Юрий Грымов, кинорежиссер, привел в пример швабру, которую можно снять как угодно, и сделать с ней фильм, который будет даже душераздирающим, но если поставить эту швабру на сцену — она ничего не сыграет. Потому что именно вот этот момент живого действия, момент настоящего и важен. Некоторые люди приходят смотреть наши спектакли бессчетное количество раз, им все еще интересно. Они продолжают приходить не потому, что мы им симпатичны, а потому, что каждый следующий спектакль отличается от предыдущего. Каждый раз мы максимально выжимаем из себя все, что можно. Мы выходим на поклон, все мокрые, потому что настолько сильно этому процессу отдаемся, это обмен энергией. И мне кажется, этого обмена нет нигде, кроме театра. Мне кажется, зрителю тоже это важно, когда он приходит на спектакль и чувствует обмен энергией, а потом выходит со спектакля и плачет. У нас зачастую бывает так, что, особенно на «Карамазовых», на «Идиоте» люди плачут после спектакля. И мы даже как-то боимся за них, они просто сидят у нас в фойе и рыдают. Значит, катарсис случился.
Ярослав: Значит, не зря был сыгран.
Анна: Значит, все не зря.