театр имени евгения вахтангова

МЕРТВЫЕ ДУШИ

Куда несется русская тройка Гоголя – отвечают в театре им. Вахтангова
Эту интерпретацию «Мертвых душ» можно с трудом отнести к классическим театральным постановкам. Тут вместо труппы именитых актеров всего два действующих лица (впрочем, не менее известные) – Мария Аронова и ее сын Владислав Гандабура. В кресле режиссера-постановщика оказался Владимир Иванов. Для любителей театра это имя не пустой звук. Один из его последних спектаклей «Бенефис» на долгое время стал главным открытием и по совместительству последней работой Владимира Этуша.

Постановка начинается с откровенности: двое рассказчиков в одинаковых костюмах (Мария Аронова и Владимир Гандабура) справедливо отмечают нестандартность Чичикова в амплуа главного героя. Он действительно не благородный рыцарь эпохи Шекспира и даже не циничный франт в стиле Пушкина. Чичиков – делец, этакий Остап Бендер до того, как стал известным широкой публике.

– Был благородный человек, да изжил себя, – говорит рассказчик зрителю и усмехается.
Кредо героя «Береги копейку», может, смотрится нелепо в сравнениями с катарсисом героев Чехова, но зато отзывается улыбкой у зрителя. Да, баклажанный сюртук Чичикова – не выглаженные штаны офицера Печорина, но герой Гоголя не претендует на вычурную серьезность. Он, наоборот, очень искренен в своем желании подняться по карьерной лестнице. Ради продвижения по службе Чичиков ухаживает за дочерью начальника, спит на работе и уже в школе начал отличаться большой аккуратностью.

Герой Гоголя – бизнесмен до мозга костей: съедобные гостинцы, которыми угощали его однокашники, он продавал им же за пару медяков. В наше время Чичиков бы развивал свое дельце: предположим, владел ларьками с кофе у метро. А может вообще продавал курсы по исполнению желаний в социальных сетях. Но в декорациях XIX века герою приходит в голову удивительная идея (сейчас мы назвали бы это стартапом): скупать души мертвых, чтобы получать деньги на содержание «живых».
Энциклопедия русской жизни по Гоголю

Вокруг Чичикова меняются лица, даже главного героя в какой-то момент начинает играть второй рассказчик. Этакий «театр в театре», где актеры меняют маски прямо на сцене, шутят между собой и над зрителями. В анонсе спектакля слово «галопад» полностью отображает смысл постановки, где легко заплутать в мешанине из разных характеров.

Спектакль «Мертвые души» во многом повторяет сюжет классического произведения, но при этом меняется способ выражения комедии. Например, Коробочка (Мария Аронова), чей характер уже стал нарицательным в разговорной речи, появляется на сцене из белого сундука и начинает махать маленькими ножками. Чичиков (Владислав Гандабура) шокирован не столько ее внешним видом, сколько поведением. Старушка согласна продать души только после того, как узнает их цену на рынке. Коробочка выводит Павла Ивановича из себя, пожалуй, больше многих баринов в провинции N.
Сцены встреч между Чичиковым и хозяевами мертвых душ всегда вызывает смех у зрителя. На успех влияют несколько факторов.

В первую очередь, Чичиков – такой же отрицательный персонаж, как и его собеседники. Сахарный Манилов (Мария Аронова), пританцовывающий на сцене в костюме с рюшечками, или вызывающий ужас своей скупостью Плюшкин (Владислав Гандабура) – каждый из помещиков является носителем одной черты характера. Возведенная в абсолют, именно она и вызывает смех в зале. Скупость в лице Коробочки, жадность Плюшкина и вранье Ноздрева (Мария Аронова). Плохие спорят с плохими, так почему бы и не посмеяться, если героям не получается сочувствовать?

Более того, помещики всегда показаны по-разному, несмотря на то, что их играют всего лишь два актера. Плюшкин выходит в балахоне, который тянется по всей сцене. На ткани расставлены лампы, табуретки и сундучки. Зритель до последнего не видит лица героя, только темный силуэт и звук бренчащих ключей. Появление Плюшкина вводит зал в оцепенение: до этого на сцене появились только коротышка-Коробочка и смешливый Манилов. Интересно, что Чичиков пугается вместе со зрителем, таким образом выстраивая симпатию к своей фигуре. Нам страшно при виде Плюшкина, а в финале кажется, что Павел Иванович — единственный «нормальный» человек в городе N. Особенно тогда, когда в провинции начинают появляться слухи о том, что герой планирует взять в жены генеральскую дочку.
Финальная сцена оставляет самое сильное впечатление. Из города необходимо убегать, окружающие видят в герое опасность для их повседневной жизни. Дверной проем в никуда и Чичиков с чемоданчиком. Единственный источник света — большая нарисованная лампа под потолком.

– Куда же несется русская тройка? – спрашивает голос из ниоткуда.

– Черт ее знает, лишь бы уже остановилась, – отвечает Чичиков.

И уходит, закрывая за собой дверь.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: театр им. Вахтангова