КИНО

Поиграли и хватит

Что удалось новому «Майору Грому» и над чем еще стоило бы поработать?
Окей, начнем со штампа — «Майор Гром: Игра» одна из самых ожидаемых (если не самая ожидаемая) премьер 2024. Спустя три года после релиза «Чумного доктора» вся та же команда Bubble Studios и Плюс.Студии с Олегом Трофимом в режиссерском кресле выпустила полнометражное продолжение истории супермена-Игоря Грома (Тихон Жизневский) и его друзей. Главные герои продолжили сражаться с еще более безумным Разумовским (Сергей Горошко) и его другом-наемником Волковым (Дмитрий Чеботарев), которого до последнего скрывали, но в фильме он, конечно, был.
Вторая часть косвенно основана на одноименном комиксе Bubble «Игра», но, как и в случае с «Чумным доктором», создатели поработали над тем, чтобы сюжет не казался предсказуемым и знакомым даже самым преданным поклонникам. До Италии Игорь Гром так и не доехал, оставшись в родном альтернативном Петербурге, Волков под личиной нового злодея по прозвищу Призрак получил дополнительные минуты славы, а Юля Пчелкина пережила финал фильма, в отличие от нескольких других героев. Тем не менее, получившееся продолжение кажется менее остросюжетным и впечатляющим, хотя все еще атмосферным и масштабным.

«Майор Гром: Игра» достаточно сильно похож на своего предшественника — фильм сохраняет множество знакомых атрибутов. Тут и панорамные виды Питера, и аппетитная шаверма, и задорные нарезки под специально написанные для фильма поп-рок-саундтреки, и безэмоционально трогательное лицо Грома. «Игра» как будто в некоторой степени пытается вернуть зрителю те самые эмоции из 2021 года, но после получасовой радости узнавания, сердце начинает хотеть чего-то новенького. А вот с новеньким на этот раз посложнее.
Несмотря на то, что сюжетный мир Грома расширяется с появлением Августа Хольта (Матвей Лыков) и его корпорации, создатели водят зрителей за нос уже по проверенной схеме: вы думали, что это не Разумовский, но это Разумовский. Вау-эффект «Бойцовского клуба» больше не срабатывает, потому что никакого мощного слома ожиданий «Игра» не предлагает. Зрители скорее продолжают принимать к сведению каждый новый плот-твист, мысленно отмечая галочками сходства и различия с комиксом — и после восторга от первой части этого маловато.

Новый «Майор Гром» кажется фильмом, который пытается усидеть на десятке стульев одновременно, но даже с ростом Тихона Жизневского это не представляется возможным. Балансируя на грани между напряженным экшеном и комедийным боевиком, фильм все никак не может прийти к компромиссу. Из-за этого сцены, которым стоило бы быть серьезными, оказываются забавными или даже слишком забавными, и желание рассмеяться лишает зрителя возможности полноценно сопереживать происходящему. Такими половинчатыми оказываются и эпизод с кодом от сейфа в алкотестере, в котором на кону находятся жизни половины города, но Игорь почему-то радостно пьет под «Ленинград»; и даже кульминация, где эффект от внезапно хитрого решения Грома перекрывает использованный в кадре хэштег #разгром (да, мы все считали отсылку, но хотели ли мы ее считывать).
Помимо этого, фильм отчаянно стремится быть любим фандомом и понятен стороннему зрителю одновременно. «Игра» открывается пересказом предыдущей части для тех, кто забыл или не знал ее сюжета, да и дальше время от времени останавливает бешено развивающееся действие, чтобы выдать дополнительную информацию людям, что с глубинами фандома не знакомы. Тем не менее, фильм бесконечно подмигивает тем, кто действительно шарит. Подкидывая дров в огонь фансервиса, создатели расставляют по местам все необходимые намеки в диалогах между Сергеем и Олегом, упоминают комиксного наемника Дракона и бесконечное множество раз показывают на экране шахматы. Последние, кстати, так нигде и не выстреливают, оставаясь пустой отсылкой для читавших комикс и сетапом без панчлайна для всех прочих. В конечном итоге кажется, что играть за команды фанатов и не-фанатов одновременно скорее невозможно, потому что человеку со стороны всегда будет слишком непонятно, пока человеку с шопером и маской чумного доктора — слишком мало.
Интересно «Гром» поступает и с политическим контекстом: взрывы в Петербурге на телевидении называют не терактами, а хлопками, военные дроны Хольта проходят испытания на Востоке, да и ведущая-блондинка, устраивающая бунт в студии во время выпуска новостей, что-то нам всем напоминает. Но эти глубокомысленные подмигивания кажутся скорее лишними и несколько беззубыми — они вырывают зрителя из комиксной действительности в окружающую реальность, при этом не предлагая какой-то стоящей критики по очевидным причинам. Внятного высказывания в итоге не выходит, и остается только задуматься, не еще ли это одна попытка оправдаться перед обвинениями в пропаганде, только на этот раз вышедшая далеко за пределы Твиттера.

Но чем «Майор Гром: Игра» однозначно и глубоко очаровывает, так это актерским ансамблем. Юля (Любовь Аксенова) вместе с Димой (Александр Сетейкин) наконец выгрызают себе экранное время, в которое они как персонажи если не становятся глубже, то по крайней мере остаются обаятельно хороши. Олег Волков завладевает всем зрительским вниманием в каждой сцене, что ему отведена — Чеботарев с безумной улыбкой играет лайт-версию Джокера Джареда Лето и делает это талантливо и заманчиво. Константин Хабенский в роли доктора Рубинштейн играет лаконично, но фильм собой однозначно украшает. Да и говорящий по-русски с английским акцентом и по-английски с русским Лыков-Хольт, явно призванный красть дамские сердца голым торсом и широкой улыбкой, отлично справляется с этой миссией.
Будет также честным отметить, что «Майор Гром» остается визуально захватывающим с кислотно-насыщенными граффити и внезапными решениями вроде воздушных шаров на Дворцовой. Несмотря на некоторую небрежность вроде неубранных табличек «VAPE shop», конструируемый мир получается осязаемым, заманчивым и красочным именно в той степени, в которой мы любим супергероику. А внезапное чересчур активное применение параллельного монтажа действительно создает ощущение комиксных фреймов, нарисованных на соседних разворотах — и от этого к зрителю все-таки возвращается восторженное ощущение долгожданной премьеры.

Несмотря на большое количество вопросов и сомнений, которые «Игра» оставляет после себя, она все-таки справляется с основной миссией: развлекает людей, которые очень долго ждали этот фильм и будут рады увидеть следующий. Наверное, идеальное продолжение «Чумного доктора» должно было выглядеть не так, но даже в этом виде фильм вызвал не полное разочарование, а скорее некоторую неудовлетворенность. Вселенная майора Грома обладает куда бóльшим потенциалом, и очень хочется, чтобы он реализовывался без странных музыкальных решений и не в тему использованных мемов — но пока остается лишь пересматривать избранные удачные фрагменты «Игры» и ждать дальнейших анонсов. И пусть Игорю удастся найти баланс между стремлением к правде и ненасилием, а создателям серии — между бесконечными переглядками с аудиторией и съемками кино.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: Кинопоиск