Театр Юсуповского дворца на Мойке

А вы бывали на приеме у Юсуповых?

Рецензия в четырех письмах
Письмо Марии Дорофеевой (побывала на театральной игре в Доме Юсуповых 15 августа, прошла по пути Феликса Юсупова)

Моя дорогая Анна,

давеча я навестила графа Юсупова во флигеле его дворца. За приглашением на бал скрывалась возможность узнать несколько тайн этого почти легендарного рода — и ты меня знаешь, когда я отказывалась от таких сплетен?
Младший Феликс (Арсений Писаревский) весь вечер был в своем репертуаре: сам пригласил, но почти сразу потерял к собственным гостям интерес, зато усиленно пытался пустить пыль в глаза несколькими танцами и обедом с игристым. У него, конечно, получилось, но я стараюсь оставаться настороже рядом с этим молодым человеком. Никогда не знаешь чего ждать от личности с голосами в голове! (И не думай, что я шучу, он правда признавался, что слышит голоса, просто жуть).

Впрочем, мне сложно не признать, что обаяние в этом доме практически поровну поделено между двумя братьями, и даже Феликсу удалось меня очаровать, хотя старший — Николай (Егор Качанов) — справился с этим быстрее. И все же, несмотря на такое большое сходство, между братьями заметно определенное напряжение. Зависть? Обида? У этой истории определенно есть начало, в которое нас не посвятили, но конец ясен.
Как и следовало ожидать с Юсуповыми, светский вечер быстро обернулся трагедией. Сначала несчастный Николай с этой глупой дуэлью, а потом и Феликс со своим заговором. Вот скажи мне, объясни, зачем дался ему чародей Распутин? Что такое он о себе возомнил, этот мальчишка с длинными ресницами и шелковым шарфиком? Все повторял что-то про важность и предопределенность, но посмотреть дальше собственного носа так и не смог. Но мы посмотрели за него: это ведь история известная, новых красок тут особо не добавишь.

Знаешь, когда они садились на корабль (ну, чтобы покинуть Россию во время гражданской войны, ты понимаешь), у меня что-то защемило в груди, но это была не горечь потери. Скорее тоска по моему Крыму — их последнему пристанищу, в котором я впервые вообще услышала о Юсуповых и увиделась с Феликсом в их охотничьем домике. Прости за эту лирику, дорогая, но мне сложно удержаться.

Моральных оценок Феликсу выносить не стану: он глуп настолько же, насколько жеманен, и харизматичен в той же степени, что расчетлив. Одним словом, интересных качеств в нем достаточно, и все же самое ценное в этом мальчике — моменты слабости. Заботливо брошенные на жену взгляды, боль теперь уже вечной разлуки с братом, отчаянно выпрямленная спина на палубе корабля — вот за чем в действительности хочется наблюдать. А напускное напускным и останется.
Очень жду твоего письма, дорогая, и того бала в следующем месяце, на котором мы наконец увидимся.

Тепло обнимаю,
всегда твоя
Мари
Письмо Анны Каревской (побывала на театральной игре в Доме Юсуповых 1 сентября, прошла по пути Николая Юсупова)

Дорогая Мария,

очень благодарю за письмо. Не поверишь, какое совпадение произошло (или это неумолимая Судьба?): почти сразу после его прочтения я и сама получила приглашение на бал, устраиваемый во флигеле Дворца на Мойке! Ты меня знаешь: разве могла я отказаться от столь притягательной возможности лично выразить почтение ярчайшим представителям рода Юсуповых? Так, легко попрощавшись с Москвой, я села в поезд и понеслась навстречу «мистериям».

Во Дворце встретили меня князь Николай Борисович Юсупов-младший (Арсений Абдуллаев Гусейн) и княгиня Татьяна Александровна Рибопьер-Юсупова (Алина Соколова). Ну что за прекрасная пара? Николай Борисович был более чем радушен и учтив, показал семейное древо, представил свою красавицу-жену и пожелал всем чудесного вечера. А потом появился и сам князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (Арсений Писаревский), который, быстро окинув гостей холодным, но, стоит отметить, одновременно с этим заинтересованным взглядом, пригласил проследовать за ним: устоять перед магнетизмом этого человека просто невозможно! По пути имели честь познакомиться также с женой Феликса Ириной (Анна Усова) и Зинаидой Ивановной Юсуповой (Полина Шепелева), легендарной графиней де Шово!
Бальная зала, в которой мы оказались, поплутав по лестницам и коридорам, была не такой роскошной (признаюсь, обстановка в принципе была достаточно простая), как я себе представляла, но уютной. Именно тогда я увидела Николая (Егор Качанов) – старшего брата Феликса – и… соглашусь с тобой, дорогая Мария: его обаяние сразу же захватило внимание гостей. Уже тогда я решила для себя, что вечер во Дворце на Мойке проведу в компании этого молодого человека. К моему ужасу, я сразу заметила два револьвера, лежавших в углу. Произведут ли они выстрел? Впрочем, почти сразу «вихрь светской жизни подхватил и понес» меня!

Началось всё, собственно, с бала. Ты знала, что Николай Феликсович – прекрасный учитель бальных танцев? Полагаю, сказывается его безграничная любовь к творчеству и искусству. Вместе с Николаем Борисовичем они также приготовили для гостей сюрприз – позволили нам стать частью театральной труппы! Но не буду раскрывать всех секретов, а лишь намекну на то, что шанс ступить на сцену домашнего театра Юсуповых выпадает раз в жизни. Вообще, Николай Феликсович со своими гостями был очень внимателен и обходителен, много шутил. Судя по твоему письму, полная противоположность Феликсу! Комедийная атмосфера, однако, царила не очень долго: неумолимая Судьба приближалась.

Вернувшись в бальную залу, мы обнаружили там графиню Марину Гейден (Алиса Горина), роковая красота которой сразу бросилась в глаза, и её жениха графа Арвида Мантейфеля (Арсений Ермаков): он был безумно напряжен и старательно сдерживал негодование. Дальнейшие события разворачивались с головокружительной скоростью! Встреча Николая Феликсовича и Марины, отчаянная страсть, тайные переписки и встречи, пересуды высшего света… Более всего поразило поведение Феликса. Этот 19-летний юноша с невинно-дьявольской ухмылкой и театральной легкостью вел какую-то свою игру. Возможно, именно она привела к трагическому финалу? Но судить не берусь – слишком много актеров принимают участие в этой драме 1908 года. Тем не менее, финал неумолимо приближался и злополучные револьверы, которые я заметила в самом начале, стреляли. Николай мертв. Затихли его смех и шутливые каламбуры. А что Марина? Прекрасная, очаровательная Марина, погрузившись в какое-то безнадежное отчаяние потерявшей любовь женщины, раскрыла перед нами свою душу, рассказала свою историю, все повторяя о неотвратимости Судьбы. Ты знала, что Феликс настаивал на встрече Марины с польским ясновидцем Шинским, чтобы разрешить ужасный скандал, повисший над тремя почтенными домами? Наука действительно бессильна перед

Судьбой, которая даже рубины превращает в кровь. Не зря Марина говорила о том, что эти камни приносят несчастье.

Мое сердце до сих пор сжимается при мысли о Николае, Марине, Арвиде. Плакала я, не останавливаясь, вплоть до отплытия «Мальборо» из Крыма.
Кажется, я опять расчувствовалась. Впрочем, вернемся к твоему визиту к Юсуповым, дорогая Мари. Если я не ошибаюсь, компанию тебе составила наша прекрасная Аполлинария? Как она поживает? Прошу тебя, покажи ей это письмо и скажи, что я очень жду от нее весточку! Уверена, ей тоже есть чем поделиться.

Крепко, крепко вас целую,
Аннет
Письмо Полины Захаренко (побывала на театральной игре в Доме Юсуповых 15 августа, прошла по пути Феликса Юсупова)

Душа моя, дорогая Аннет,

долгожданное время предоставило мне наконец возможность рассказать тебе о недавнем приключении, которое довелось нам пережить вместе с Машенькой в уединенных залах флигеля при достопамятном Дворце Юсуповых, что на Мойке. В гостях у этого славного рода я уже бывала, но свести знакомство с самыми выдающимися его представителями и стать свидетелями столь драматических событий, о которых не прочтешь ни в одном французском романе, — о сем я и грезить не могла.

Что может быть чудеснее, нежели разделить утонченное впечатление с сердечно близкой душой! В тот дивный августовский вечер я, охваченная радостным волнением, вошла в сие скромное строение и в тот же миг была очарована первыми проводниками: нас с почтением приветствовали два молодых человека. Представь, я не признала в них Николая Феликсовича (Егор Качанов) и Николая Борисовича (Арсений Абдуллаев Гусейн). Их рассказы оживляли окружающее пространство, о былом величии которого напоминали лишь скромно расставленные изысканные элементы убранства и офицерская выправка наших любезных спутников. И мы, почти не ощущая времени, оказались в бальной зале с другими многочисленными гостями, где действо, дабы передать истинную суть событий, явилось в новомодной иммерсивной форме.

Ты уже знаешь, душенька, что подобное искусство олицетворяет собой сосуществование театральной постановки и подлинной реальности. Но как же это удивительно! Юсуповы расхаживают меж нами, смиренными посетителями, вовлекая в переплетение историй, к коим причастны наши уважаемые князья. И тут мы пришли в замешательство: повсюду шепчутся привидения былых времен, завлекая за собой, душа готова разорваться в муках выбора. Не кори меня, но сложно девичьему сердцу не последовать за юным Феликсом Феликсовичем (Арсений Писаревский). Он был великолепен на уроке танцев. Оказавшись наедине со своими гостями, молодой человек переменился в лице и снял невидимую маску. Мари наверняка сообщила тебе о его столь странном и даже пугающем поведении, о голосах…

Перед глазами переплелись сцены великих благих деяний, придворных интриг, любовные томления прекрасных дам и, разумеется, секретные политические дебаты с убийственными замыслами. Я вижу, как ты прониклась судьбой брата Феликса — Николая. И хоть нам не удалось узнать его так близко, как тебе, страстный роман с Мариной Гейден (Алиса Горина) не был утаен и от наших любопытных глаз.

Но в первую очередь мне хочется поделиться своими переживаниями о нашем загадочном проводнике. Феликс явился сплошным набором противоречий. Казалось, его не разгадать — так быстро он являлся и исчезал в следующих залах, а мы спешили в попытке нагнать эту неуемную энергию. И только его милая жена Ирина (Элина Мажар) помогла нам в этой нелегкой задаче. Их трогательные письма друг другу и гармоничный дуэт на подмостках того самого Домашнего театра Юсуповых раскрыли душевные метания Феликса, особенно усилившиеся после смерти родного брата. Эти страдания привели его в злополучную «Гарсоньерку». Точнее уже даже не его — Феликса было не узнать! Он ли это взял в руки браунинг? Лицо было наполовину сокрыто маской. Остановил бы его Коленька, будь он жив? От надменного баловня Судьбы не осталось ни следа. Но истинный дворянин не может позволить себе быть «побежденным». В заключение вечера Юсуповы собрались в одном зале перед нами, чтобы остаться в памяти пораженных увиденным гостей, как на старинном портрете. Навсегда здесь, в родном Дворце на Мойке.

Ах, Аня, как чудно, что ты смогла испытать те же неподдельные чувства, что до сих пор держат мою тонкую душу в оковах воспоминаний о былом величии династии и трагическом отплытии на «Мальборо». Я слышала, что наша Никки была на торжественном приеме в самом Дворце! О как бы мне хотелось получить от нее весточку…

Всегда преданная твоей дружбе,
Полин
Письмо Ники Маккены (побывала на театральном приеме во Дворце Юсуповых 20 августа, прошла по пути Николая Юсупова)

Поля, Маша, Анечка,

мне не передать словами, как я по вас скучаю. Очень рада, что вам удалось познакомиться с благородным семейством Юсуповых, ведь теперь нам есть, что обсудить. Спешу заметить, что, хотя впечатления об обитателях Дворца на Мойке у нас во многом схожи, мне посчастливилось быть приглашенной на редкий дворцовый прием. Как вы знаете, хотя я обычно сторонюсь подобных великосветских собраний и предпочитаю более скромные вечера, пропустить такое событие моя душа, жаждущая интриг, все-таки не могла. Надев свое вечернее платье (жаль, что не от IRFĒ) и надушившись французскими духами, я отправилась провожать лето с почти царским размахом.

Войдя в парадную Дворца, я была приятно удивлена радушному приему всего семейства. Уже у парадной лестницы гостей встречали прекрасные Татьяна Александровна (Дарья Тимченко) и Николай Борисович (Арсений Абдуллаев Гусейн), рассказавшие ожидающим экскурсии по залам дворца занимательные детали об убранстве и красивейших люстрах. В то время, пока гости все еще прибывали, я смогла украдкой заглянуть в Музыкальную гостиную и послушать тончайшую игру на арфе.

Когда же все мы собрались, Татьяна Александровна великодушно предложила нам пройтись по главным покоям дворца и познакомиться с его домочадцами. Я думаю, вы можете представить себе то радостное предвкушение, охватившее меня в минуту, когда нам представили самого l'enfant terrible семейства — Феликса Феликсовича (Владислав Глухов) и его очаровательную супругу Ирину Александровну (Элина Мажар). Скажу по секрету, мы успели застать довольно интимную сцену из личной переписки супружеской четы, побывав в их покоях. Феликс Феликсович показался мне именно таким, каким я его представляла по слухам в петербургском свете: с загадочной полуулыбкой Моны Лизы он увлекал нас разговорами, провожая по собственной половине дворца. Пожалуй, все время приема он так и оставался для меня энигмой, потому как я не успела достаточно близко познакомиться с его личностью. Спасибо вам, дорогие подруги моего сердца, что поделились своими впечатлениями о нем.

В Малом танцевальном зале гостям предложили насладиться игристым, затем в Большой гостиной князя нас ожидал Николай Феликсович (Егор Качанов). Признаюсь, юный князь показался мне таким же таинственно обаятельным, каким Аннет рисовала его образ в своих письмах, и поэтому я, ни секунды не колеблясь, выбрала провести этот вечер в его компании. Оставив нас на попечение брата, Феликс удалился, и мы отправились дальше изучать историю рода сквозь роскошные интерьеры, освещенные свечами.

Я еще не наскучила вам перечислением залов? Что ж, подруги мои сердечные, расскажу, как прошел мой первый бал. На нем я встретила очаровательную графиню Марину Гейден (Алиса Горина) и не смогла не заметить, как поглядывают она и Николай друг на друга украдкою. У меня же самой отбоя от кавалеров не было, вследствие чего возникла неловкая ситуация между бароном Мантейфелем (Илья Гонташ) и самим Феликсом. Все же, несмотря на некоторую стеснительность в танце, с таким уверенным кавалером, как барон, я смогла насладиться балом.

После танцев, однако, началось все самое интересное. Последовав за Николаем и Мариной, мы стали случайными свидетелями их тайных свиданий и услышали скрытые мысли, предназначенные лишь для самих влюбленных. Об этой печальной истории вы уже упоминали, но как же горько было видеть кульминацию трагического романса в интерьерах Домашнего театра. Ах, как я могла не предвидеть, что столь учтивый внешне барон окажется столь жестоким по отношению к своей невесте? Так привязаться к старшему наследнику и потерять его всего за час… Бедная графиня Гейден, бедные мы, отправляющиеся на «Мальборо» в кроваво-красном свете.
Они уплыли, ушла эпоха, и даже самые вкусные пирожные с бокалом вина не смогли утолить горечь утраты наших гостеприимных Юсуповых. Лелею надежду еще когда-нибудь встретиться с ними.

Вечно ваша,
Никки
Текст: Мария Дорофеева, Анна Каревская, Полина Захаренко, Ника Маккена
Фото: Стас Левшин, Владимир Постнов