Московский международный кинофестиваль – значительное событие в мировом кинематографе. Несмотря на напряженную политическую обстановку, на фестивале было достаточно международных гостей, которые представляли свои фильмы. Однако основной акцент был сделан, конечно же, на внутренний российский рынок. В этом году был отдельный конкурс «Русские премьеры», ставший некоторой заменой отмененному фестивалю «Кинотавр» в Сочи, где критики могли посмотреть новые работы отечественных кинематографистов и оценить их. Остались три привычных конкурса: основной, где как раз таки соревнуются в основном зарубежные режиссеры, конкурс документального кино и конкурс короткометражных фильмов.
На каждом фестивале есть внеконкурсные программы, посвященные какой-либо теме, и в 2022 году на ММКФ их было представлено целых двадцать одна. Из самых ярких стоит отметить программу «Открытие Америки», где можно было посмотреть фильмы латиноамериканских стран; «Блокбастеры народов мира», «Персидские мотивы» – яркие картины из Персии, «Первая серия» – пилотные серии сериалов, «Русский след» – картины зарубежных мастеров, в которых или действие происходит в России, или сюжет завязан на каком-то из элементов русской культуры, «Дикие ночи» – программа-ажиотаж, на которую билеты разбирались солд-аутом, а все дело в прекрасной выборке «буйных», как говорится в описании программы, фильмов с различных фестивалей, и многие другие.
За восемь дней фестиваля нам удалось посмотреть тринадцать фильмов. Некоторые из них были очень хорошими, а про некоторые хотелось бы забыть.
В Основном конкурсе Золотого Святого Георгия взяла иранская картина «Без предварительной договоренности» Бехруза Шойаби. Картина рассказывает о молодой девушке Ясмин, которая в детстве иммигрировала в Берлин, но вынуждена вернуться обратно в Иран. К сожалению, нам не удалось посмотреть этот фильм, поэтому стоит лишь надеяться, что жюри сделали верный выбор.
БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ
Специального Серебряного Георгия «За реализм и человечность» получил бангладешский фильм «Инстинкт». Режиссер Джуборадж Шамим показывает неприглядную жизнь возле железнодорожной станции, где царствует разруха, бедность и уныние. Проблески настоящих чувств в серости бараков очень редки (кстати, слово «серость» употреблено неслучайно – фильм буквально снят в серых тонах). Иногда все же эти проблески случаются: Сохаги, жена наркоторговца Каала, влюбляется в одного из его постоянных клиентов, калеку Лянгра, и сбегает с ним. Незамысловатый сюжет перебивается сценами из жизни других таких же несчастных горожан, и поэтому цельного представления о картине не выходит. «Инстинкт» можно посмотреть для знакомства с кинематографом Бангладеша, но только этим он, пожалуй, и интересен.
ИНСТИНКТ
Вообще основной конкурс в этом году, по понятным причинам, не блистал европейскими премьерами, но все же они есть, и мы посмотрели одну из них – французскую картину «Плотники вавилонские». Это история про священника, которого епархия насильно отправила из монастыря в приход, вызвав тем самым у него кризис веры. Фильм ценен тем, что режиссеру удалось передать разочарование в Боге, в себе, в окружающем мире на всех уровнях картины. Меланхолией пронизаны готические интерьеры храмов, блеклые виды Парижа, печальные глаза актеров, удрученные музыкальные аккорды, и поэтому метания главного героя понятны даже далекому от религии человеку. Но все же основной конкурс больше был направлен на ранее неизведанный кинематограф Востока. С одной стороны, это хорошее решение в условиях кризиса, и к тому же расширяет рамки сознания, показывая не привычную европейскую картинку, а что-то принципиально иное. Но к этому принципиально иному еще нужно привыкнуть, и поэтому такой резкий переход отразился на восприятии всего конкурса в целом.
ПЛОТНИКИ ВАВИЛОНСКИЕ
Из русских картин за главный приз соревновались «Молодость» известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова, «Верблюжья дуга» Виталия Суслина и «Огород» Ларисы Садиловой (эти две картины мы посмотреть не успели, но посмотрели «Молодость»). Имя Дмитрия Давыдова стало известно широкой публике в 2020 году, когда его фильм «Пугало» победил на Кинотавре. Тогда стало понятно – якутское кино существует, и не просто существует, а может составить конкуренцию европейскому кинематографу. На 44 ММКФ прошла премьера новой работы Давыдова «Молодость». И если «Пугало» еще, простите за каламбур, отпугивало своей аутентичностью, то «Молодость» будет понятна зрителю больше, ведь страх ненужности и одиночества охватывает всех, вне зависимости от возраста, национальности или пола.
МОЛОДОСТЬ
40-летний Василий приезжает обратно в деревню после двадцати лет жизни в городе, и его страх становится реальностью – его никто не ждет и никому он не нужен. Несмотря на печальную основу сюжета, фильм лишен меланхоличного флера, наоборот, он очень смешной и бодрый. Также очень понравились кинематографические находки режиссера, например, одиночество героя подчеркивается в диалогах тем, что зритель никогда не видит, с кем он разговаривает. А иногда и вовсе видит самого Василия то за решеткой, то за стеклом, что ещё больше показывает его изолированность от общества. В общем и целом, «Молодость» – это хороший фильм, в очередной раз прославляющий якутский кинематограф и при этом не теряющий своей аутентичности, делающий шаг навстречу европейским зрителям.
Конкурс документального кино
Из конкурса документального кино оценить можем только финско-русский фильм «Кого люблю…». Финский режиссер Анна Берген решила зафиксировать процесс реставрации старого дома своей бабушки, эмигрантки из Петербурга, в Финляндии. Для работы ее отец пригласил двух рабочих: русского и украинца, и весь фильм зритель просто наблюдает за их работой и разговорами. Говорят они про все: про русскую литературу, про историю, про политику, про женщин. Режиссер является также оператором и молодой героиней картины. Она показывает в основном жизнь старших, но через свой тонкий молодой взгляд. В картине восхищает полифония голосов людей из разных поколений, из разных стран, которые не перебивают друг друга, а сочетается в, казалось бы, несочетаемых вопросах.
КОГО ЛЮБЛЮ…
На пресс-конференции режиссер сказала, что она как раз и хотела рассказать о традициях, о поколениях, о ностальгии старших по давно ушедшим временам, и у нее это талантливо вышло. Кстати, нельзя не отметить, что фильм вызвал интерес у журналистов – зал на пресс-конференции был почти весь заполнен, что является достаточной редкостью на фестивале.
Победителем конкурса стала русская картина «Святой архипелаг» Сергея Дебижева про Соловецкую обитель.
СВЯТОЙ АРХИПЕЛАГ
Конкурс "Русские премьеры"
Конкурс «Русские премьеры» получилось посмотреть практически полностью, за исключением «Жанны» и «Петрополиса». Первый фильм является экранизацией пьесы Ярославы Пулинович и рассказывает про 50-летнюю сильную и независимую женщину, которая переживает кризис в личной жизни. «Петрополис» – научная фантастика про инопланетную цивилизацию.
Главный приз получила картина Петра Тодоровского «Здоровый человек». Ведущий спортивных новостей Егор становится свидетелем убийства девушки, и это происшествие стало для него переломным моментом. Он стал волонтером в больнице, помогал поискам LizaAlert. Люди из его прошлой жизни считают Егора нездоровым. А может, они и правы?
К сожалению, ответа на этот вопрос фильм не дает. Вот только начинает казаться, что сейчас он спадет в слезливую беззубую мелодраму о важности добрых дел, как случается поворот сюжета, который заставляет действительно задуматься о рассудке главного героя. Из-за этого цельности не получается, чего-то все время не хватает.
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Справедливости ради, такое ощущение возникает, когда начинаешь всматриваться в картину критическим взглядом. Если выключить профессию и включить обывателя, то «Здоровый человек» – типичный фильм для всей семьи с знакомыми лицами (Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум, Евгений Ткачук), красивой картинкой и слезодавительным, но все же достаточно увлекательным сюжетом, от которого рука не так часто лезет в лицо.
Единственное, что отсутствует в формуле – юмор, но он там особо и не нужен. Стоит признаться, нам этот фильм не показался самым сильным в конкурсе. Он хороший и наверняка станет зрительским хитом, но он не выделялся настолько сильно среди серьезных конкурентов.
Например, пропитанная фольклором картина «Микулай» показалась более слаженной. «Микулай» – последний фильм из программы «Русские премьеры», и, честно сказать, заключительный аккорд получился впечатляющим. Этот фильм в отличие от остальных снят на деньги от минкульта республики Татарстан, родины режиссера Ильшата Рахимбая. Микулай – старик из маленькой деревни. Он счастлив, у него есть молодая беременная жена, любящие родители, уважение односельчан и еще, оказывается, есть сын! Но так ли идеален его мир?
МИКУЛАЙ
Картина невероятно колоритная. Даже без знания татарской мифологии чувствуется, что режиссер искал вдохновения именно в ней. Особенная мистика фольклора видна в каждом кадре, в каждой монтажной склейке, а атмосферный саундтрек еще больше угнетает атмосферу. Сюжет не дает расслабиться ни на секунду: зритель вместе с самим Микулаем узнает его страшные тайны, которые он так захотел забыть.
«Похожий человек» Семена Серзина явно понравится поклонникам его режиссерской деятельности в Невидимом театре и людям, которым оказался по душе его предыдущий фильм «Человек из Подольска». Снова работая в тандеме с драматургом Дмитрием Даниловым, Серзину удается держать планку и снимать отличное кино.
ПОХОЖИЙ ЧЕЛОВЕК
Недавно вышедшую в прокат «Кэт» Бориса Акопина вы можете посмотреть и оценить сами, она того достойна. Эта картина, кстати, удостоилась специального упоминания.
Актриса Наталья Кувшинова назвала свою героиню подобной Чичикову. Сравнение совершенно справедливое, потому что проститутка Кэт, главная героиня, действительно, как Чичиков, перемещается по разным слоям московского общества, раскрывая его во всей красе.
КЭТ
В картине есть даже эпизод, который, подобно классической литературе, приносит приговор этому самому обществу в целом и всей России, – что нужно все терпеть. На этом фоне, правда, теряется главная героиня – она просто «шатается» словно по кругам ада, не давая зрителю заглянуть в свой собственный мир.
В целом, «Кэт» – фильм, на который не жалко потратить время и над которым хочется думать, потому что несмотря на свою некоторую пустоту он все же отпускает сознание не сразу.
А вот на что точно не стоит тратить время – так это на картину Арсения Герасимова «F20». Он рассказывает историю спортсмена, который из-за несчастного случая становится наркоманом. 88 минут зритель наблюдает, как Олег начинает принимать, как проходит реабилитацию и как зарабатывает эту самую болезнь f20, или же шизофрению.
F20
Проблема в том, что наблюдать-то совсем не интересно. Про Олега нам не рассказывают ничего, даже имя его девушки мы узнаем под конец фильма, и поэтому сопереживать и как-то вовлекаться в сюжет фильма совсем не тянет.
В отсутствии внятного сюжета пытаешься вглядеться в другие части картины. Тут уже можно найти положительные стороны – части фильма четко поделены по цветокору, который отображает настроение главного героя – всегда приятно видеть, когда картинка помогает сюжету. Также кого-то могут впечатлить своей честностью сцены приема наркотиков, их точно нельзя будет демонстрировать по ТВ из-за своей откровенности.
Но все же «F20» – фильм, который, пытаясь показать слабого человека, сам лишатся сил. Может быть, в отрыве от «Русских премьер» еще можно было бы что-нибудь найти в нем, но в конкурсе он казался абсолютно бессильным. Надеемся, что все представленные в конкурсе картины найдут себе место в расписании кинотеатров и их увидят зрители со всей России, а не только москвичи, которым удалось урвать билеты на фестивальные показы.
Внеконкурсные показы
При таком насыщенном графике показов конкурсных фильмов просто не было времени посмотреть что-то из внеконкурсных программ. Однако нам удалось это сделать. Было приятно увидеть в программе «Мастера» ленту с Берлинского фестиваля «С любовью и яростью» Клер Дени, который получил Серебряного льва в Берлине. Картина Клер Дени рассказывает о типично французском сюжете любовного треугольника, когда к женщине вдруг объявляется ее давний возлюбленный. Сюжет протекает довольно размеренно, но ситуацию спасает хороший саундтрек и крепкая игра актеров. Если вам нравится типично французское кино, то вы можете его посмотреть на ММКФ! На сайте фестиваля выкладывается расписание показов для зрителей, на которые может приобрести билет кто угодно и увидеть своими глазами то, что, возможно, не попадет на экраны кинотеатров и в каталоги стриминговых сервисов.
С ЛЮБОВЬЮ И ЯРОСТЬЮ
Фильмом закрытия был выбран «Решение уйти» Пхан Чхан-ука, который взял приз за режиссуру на Каннском фестивале. Стоит признать, жюри отметили этот фильм таким образом совершенно справедливо, потому что режиссерская работа в картине действительно замечательная, она настолько потрясает, что закрываешь глаза на местами натянутость сюжета и иногда странную картинку. Про сюжет говорить много не хочется, потому что боишься, что каждое слово будет спойлером, поэтому напишу только, что эта история – про полицейского, который расследует смерть мужчины, упавшего со скалы. Дальше фильм сменяет несколько жанров и в итоге становится крепкой драмой о любви и долге.
РЕШЕНИЕ УЙТИ
Не обошли мы и стороной программу «Русский след» и посмотрели вольную и взбалмошную интерпретацию рассказа Ф.М.Достоевского «Кроткая» украинского режиссера Натальи Князевой. Сейчас в искусстве наблюдается тенденция вынимать из произведений Достоевского весь заложенный в них гротеск и гиперболизировать его.
Так и здесь: сюжет движется очень рвано, есть обилие нарочито дешевых спецэффектов, актеры играют как будто бы на огромной сцене в театре, где им нужно как можно громче кричать и усерднее гримасничать, чтобы аж на последнем из рядов увидели. История проходит через три периода истории: империалистический период, советский и современную Украину.
Мысль режиссера ясна: она хочет показать, что проблемы, заложенные в сюжете, вечны, и такая трактовка довольно интересна, правда вот эти прыжки по времени очень утомляют, и в конце фильма в голове была только одна мысль: наконец-то он кончился.
КРОТКАЯ
Итоги фестиваля
ММКФ, конечно, сильно пострадал от геополитической обстановки. Это было заметно и по внутреннему убранству площадок, которое стало менее «помпезным», если сравнивать хотя бы с прошлым годом, и по количеству иностранных гостей, и по громким премьерам в конкурсной программе (больше полувека назад отгремели времена, когда главный приз получил «8 с половиной» Феллини).
Однако не стоит опускать руки и хоронить второй по старшинству международный кинофестиваль. Во-первых, хорошие примеры европейского кино на нем увидеть все еще можно, пусть и не в конкурсной программе.
Во-вторых, ММКФ дает шанс быть увиденными кинематографистам, на чьи работы в других условиях никто бы и не посмотрел.
Да, нам непонятен жизненный уклад людей из Ирана, Бангладеша или Индии, и поэтому некоторые моменты в картинах из этих стран могут вызывать у нас недоумение или даже отторжение, но чем больше мы будем смотреть таких фильмов, узнавать об авторах не из Европы и Америки, тем больше мы будем привыкать к такому и принимать это, тем самым расширяя круг своих киноинтересов. К тому же российский рынок никуда не исчез, и ММКФ является отличной площадкой в первую очередь для российских авторов для нахождения своего зрителя.
ПОБЕДИТЕЛИ 44-ГО ММКФ
Текст: Ксения Сластен Фото: официальный сайт Московского международного кинофестиваля