46 МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Итоги 46-го Московского Международного Кинофестиваля и краткие заметки о программных фильмах этого сезона
Завершился 46-й Московский Международный Кинофестиваль. Программа этого года гораздо насыщеннее предыдущего, в нее вошли 240 кинокартин из 56 стран мира. Фестиваль этого года был был открыт как авторскому, так и зрительскому кино. Нам удалось ознакомиться с большей частью кинолент основного конкурса, и вот, что мы можем о них сказать.
Фильм-открытие
ОТКРЫТОЕ НЕБО
Реж. Мариана и Сантьяго Арриага

Красота мексиканских прерий и достаточно много сцен насилия. Причем на нем не акцентируется внимание, оно просто происходит. Потому что иногда плохие вещи просто случаются. И всех виновных не удастся наказать, ведь люди просто ошибаются, часто фатально.

Фильм Арриага рассказывает о цене ошибки и ценности прощения.
Оля Александровна
ОТКРЫТОЕ НЕБО
Основной конкурс
Конкурс за главную награду ММКФ — «Золотой Святой Георгий». В этом году его получил мексиканский фильм «Стыд» режиссера Мигеля Сальгадо, который также был отмечен призом российской кинокритики «За яркий пример профессионального взгляда на возрождение человеческого духа».
СТЫД
Реж. Мигель Сальгадо

Страшный фильм о криминальном раздолье в Мексике. Двое друзей-школьников просто решают прогулять уроки, и всего за три километра от дома их прямо из автобуса забирают преступники. Одному из друзей нужно умереть, а второму — испытывать стыд за его смерть. На протяжении всего фильма ужас держит зрителя в оцепенении, в мыслях никак не может уложиться тот факт, что такие преступления происходят среди бела дня, и никто ничего с этим не может сделать.
Ксения Сластен
СТЫД
Выжить в Мо...
Реж. Григоре Бекет

Душевная черная комедия про «московскую мечту», которой не суждено сбыться. В реальности столица не похожа на те сказки, которые главный герой слышал в молдавской деревне. Больница, где он должен работать, оказывается моргом, белый танец превращается в слэм, а пышный хлеб — в черствую корку. Москва и правда меняет людей, но еще неизвестно, в какую сторону. Но об этом думать еще рано, ведь сейчас главная задача героя — выжить.
Ирина Адаменко
Выжить в Мо...
Пришелец
Реж. Иван Соснин

Трогательная история о восприятии друг друга и сохранении человечности, снятая в стилистике научной фантастики. Для девочки-пришельца лучшим представителем человечества становится Лёха — простой и добрый парень с дефектом слуха. Особенный он не потому, что умный или чудаковатый, а потому, что умеет любить и заботиться. Нужное кино в нужное время.
Ира Морозова
Пришелец
Дыхание холода
Реж. Нахид Азизи Седиг

Неспешное роуд-муви про отца и сына, которые связаны большой ошибкой и такой же большой обидой. В старом пикапе, среди заснеженных гор Ирана, они узнают друг друга заново спустя много лет, чтобы вновь разлучиться. Здесь много завывания метели, шума падающего снега и треска костра. Фильм рассуждает о том, какие поступки и при каких условиях можно простить, ведь недопонимание между главными героями в конечном итоге не доводит до добра.
Ирина Адаменко
Дыхание холода
Лесной царь
Реж. Горан Радованович

«Лесной царь» Горана Радовановича — это фильм о бомбардировках Сербии глазами восьмилетнего Савы. Ребенка заставляют играть в неинтересную игру взрослых: по сигналу нужно бежать и прятаться в убежище. Но зачем? И кажется, что страшнее события — его ожидание.
В киноленте использовалась документальная хроника, которая органично смонтирована с основным сюжетом. С той же органичностью показано, как исторические события откликаются в душе мальчика.
Мы смотрим на все глазами ребенка, который такой же, как и его государство на сломе веков: беззащитный, но своенравный и безумно напуганный.
Оля Александровна
Лесной царь
21 рубин
Реж. Чиприан Мега

Еще одна история о сильной и целеустремленной женщине, выживающей в большой политике. У героини непростой бэкграунд: тяжелое детство и трагический опыт. Цели у нее понятные и благородные: бороться с коррупцией, изменить свою страну к лучшему, отомстить системе за прошлое. Идею фильма можно считать по-разному: один зритель подумает, что выстроенный порядок вещей не изменить никогда и бороться с этим бессмысленно, а другой — что перемены не наступают в один миг и надо стремиться к совершенству. В любом случае эта социально-политическая драма — важное высказывание о нас.
Ира Морозова
21 рубин
Меж псом и волком
Реж. Мурат Дюзгюноглу

еред нами турецкий Раскольников в современных реалиях. Молодой парень из деревни не может найти себя в мегаполисе, живет в подвальной квартире, бросил невесту, работы нет. Постепенно он звереет, пародируя животных и сходя с ума. Атмосфера фильма строится на контрасте: душевные терзания героя резко противопоставлены солнечному Стамбулу. История вечная, но избитая.
Ира Морозова
Меж псом и волком

Конкурс «Русские премьеры»

Конкурс за главную награду ММКФ — «Золотой Святой Георгий». В этом году его получил мексиканский фильм «Стыд» режиссера Мигеля Сальгадо, который также был отмечен призом российской кинокритики «За яркий пример профессионального взгляда на возрождение человеческого духа».
Лгунья
Реж. Юлия Трофимова

С 17-летней Евой грубо обходится известный певец. Слово за слово в кабинете полиции — и вот он уже обвинен в попытке изнасилования несовершеннолетней. Все безоговорочно верят Еве, но всегда ли права жертва? Подростковая комедия смотрится очень легко, но из-за этого остается непонятное послевкусие: а можно ли уже говорить вот так легко о случаях, когда невиновного мужчину оболгали?
Ксения Сластен
ЛГУНЬЯ
Надо снимать фильмы о любви
Реж. Роман Михайлов

Документальный фильм о съемках артхауса в Индии, которые пошли не по плану, с одной поправкой — съемки были ненастоящими. В это сложно поверить и из-за живой камеры, и из-за натуральности актеров, которые играют здесь самих себя. Это настоящее метакино, где, сцена за сценой, фильмом становится происходящее за кадром. Его надо просто увидеть, а еще вспомнить цитату Оскара Уайльда: «Жизнь имитирует Искусство куда больше, чем Искусство — Жизнь».
Ирина Адаменко
НАДО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ О ЛЮБВИ
Евгений Телегин
Реж. Виктор Тихомиров

СССР. В деревню к умирающему дяде приезжает скучающий городской повеса Евгений Телегин. После смерти дяди он становится полноценным хозяином поместья и начинает заводить знакомство с местными жителями. Другом Евгения становится местный подающий надежды художник Володя Ленин. У него есть невеста Ольга, а у Ольги — младшая сестра Татьяна. И эта самая скромная, целомудренная Татьяна оказывается без ума от Телегина. Жаль, что он не чувствует этого в ответ.
Если вы при чтении предыдущего абзаца подумали, что сюжет что-то напоминает, то вам не показалось. Это действительно адаптация пушкинского Евгения Онегина в реалиях семидесятых. Вернее, это экранизация книги «Евгений Телегин и другие» от ее же автора Виктора Тихомирова. Получилось симпатично, ну а о смысле истории всем говорили в девятом классе школы.
Ксения Сластен
ЕВГЕНИЙ ТЕЛЕГИН
Мужчина и женщина
Реж. Владимир Котт

Название говорит само за себя. Мужчина и женщина, традиционно, это два магнита, которые тянутся друг к другу по причине наваждения, страсти, жалости, симпатии, привычки. Все эти «миксы» между мужчиной и женщиной исследует в своем фильме-антологии Владимир Котт. Какие-то истории — смешные, на каких-то слезами умываешься, а где-то закрываешь глаза, чтобы не видеть ужас, что происходит на экране. Послевкусие остается, как после любой хорошей картины о любви — самому любить очень хочется.
Ксения Сластен
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Невада
Реж. Анна Тюрина и Матиас Муса

Тяжелый фильм о женской судьбе в российской глубинке. Главная героиня сталкивается с насилием в семье и в обществе, безысходностью, равнодушием, жестокостью. Я искренне переживала за нее и ждала счастливого финала. Но иногда обстоятельства оказываются сильнее нас. Винить героиню в бездействии невозможно: она изо всех сил пытается выбраться со дна. Смысл картины: выхода нет, рассвет наступит, но ничего не поменяется. Это фильм не о силе воли женщин, а о смирении и спокойствии.
Ира Морозова
НЕВАДА
Семь черных бумаг
Реж. Анатолий Колиев

Дебютный фильм Анатолия Колиева «Семь черных бумаг» — это история о потерях, которые не обошли ни одну советскую семью. События 1942 года в сюжете переплетаются с осетинским фольклором. Так на экране оживает и хроника истории, и легенды народов, и даже живописные полотна Рериха. Создатели фильма сумели обмануть печаль, превратив ее в искусство.
Оля Александровна
СЕМЬ ЧЕРНЫХ БУМАГ
Хуже всех
Реж. Саша Кармаева

Фильм «Хуже всех» режиссера Саши Кармаевой можно описать тремя словами: яркий, легкий, подростковый. Сочная картинка и месседж о том, как важно любить себя таким, какой ты есть, делают этот фильм «модным», но поверхностным. Проблемы, с которыми сталкиваются герои, могут быть близки современной молодежи — такой, какой ее видят престарелые продюсеры. Подобное кино уже делали и будут делать еще, и это не плохо, просто хочется верить, что реальные подростковые взаимоотношения глубже стандартных экранных клише.
Ирина Адаменко
ХУЖЕ ВСЕХ

Программа «Первая серия»

Внеконкурсная программа, в рамках которой на фестивале уже не первый год показывают первые серии зарубежных и российских сериалов. Самое сложное — после просмотра дождаться продолжения.
Трасса
Реж. Душан Глигоров

Социальный тру-крайм о взаимоотношениях родителей и детей. Чем занимаются подростки? Какую двойную жизнь они ведут? Почему дети убивают родителей и наоборот? Первая серия «Трассы» поднимает эти вопросы, и очень интересно, какие ответы зрителю предложат в финале. Общее впечатление 8/10, снимаю баллы за ожидание продолжения.
Ира Морозова
ТРАССА
Проект «Прометей»
Реж. Максим Свешников

Первая серия представляет собой бодрую экспозицию, знакомство с героями (которые не так просты, как кажется) и целый ворох искусно подвешенных чеховских ружей. Здесь есть все: детектив, мистика, периодические юморески и, самое главное, интересная завязка. История о самолете, который приземлился в будущем, уже не нова, но создатели сериала умело ее русифицировали, приукрасив своими деталями. Нам уже очень интересно то, как будут развиваться события в следующих эпизодах, и мы с нетерпением ждем их выхода на Кинопоиске.
Ирина Адаменко
ПРОЕКТ «ПРОМЕТЕЙ»
Визитеры
Реж. Аусгейр Сигурдссон

Каким-то чудом попавший на ММКФ исландский сериал «Визитёры» исследует современную для северного кино тему — как повзрослеть человеку, которому по цифре в паспорте взрослеть уже поздно? Здесь это показано через историю влюбленной пары, которые всего лишь поцеловались во время метеоритного дождя — и поменялись телами. Показанные первые две серии оказались очень смешными и остроумными и оставили после себя сильное желание узнать, что будет дальше.
Ксения Сластен
ВИЗИТЕРЫ

Конкурс документального кино

Внеконкурсная программа, в рамках которой на фестивале уже не первый год показывают первые серии зарубежных и российских сериалов. Самое сложное — после просмотра дождаться продолжения.
Где мой дом
Реж. Анна Бергер

Документальный фильм о парне из Гвинеи, Абдаллу, который пытается найти то, что есть у каждого человека — дом. Режиссер из Финляндии, Анна Бергер, которая сама не жила в родной стране десять лет, снимает историю о своем любимом человеке. Как они переживают разлуку, как они каждый ищут свой дом в чужих для себя странах — об этом рассказывается очень искренне и очень с любовью.
Ксения Сластен
ГДЕ МОЙ ДОМ
Территория
Реж. Алекс Галан

Когда мы думаем про Кыргызстан, то, скорее всего, не ассоциируем его с удивительно красивой природой. После просмотра этого документального фильма такая ассоциация прочно укрепится в голове. Вместе с испанским актером, мечтающим увидеть снежного барса, зритель погружается в культуру и быт жителей киргизских гор. Это одновременно и тревел-фильм, и, в какой то степени, детективная история с поиском редкого животного.
Ирина Адаменко
ТЕРРИТОРИЯ
И жили они долго и счастливо, или Почему динозавры вымерли
Реж. Дарина Умнова

Документальный фильм о современной женщине: что она ищет в жизни, что она переживает и чувствует, какие цели ставит, как справляется с проблемами, как влюбляется и расстается. Это частная история одной женщины, но ее опыт распространяется на всех. Фильм получился трогательным и поучительным, но, на мой взгляд, сильно преувеличена роль мужчин в жизни женщины.
Ира Морозова
И ЖИЛИ ОНИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО, ИЛИ ПОЧЕМУ ДИНОЗАВРЫ ВЫМЕРЛИ

Программа «Блокбастеры народов мира»

Мне тебя обещали
Реж. Ованес Ованесян

«… И кого любить?» — тянет голос «масла черного тмина» из наушников главной героини, молодой актрисы Таиры. Только что она стала свидетельницей страшного теракта и теперь едет к брату восстанавливаться. Там она встретит орнитолога Мариуса, и на вопрос из песни будет дан ответ. Все так просто, как обычно, не бывает. История любви превращается в триллер с нетривиальными поворотами, за которыми интересно наблюдать даже журналисту, который до этого посмотрел десятки фильмов.
Ксения Сластен
МНЕ ТЕБЯ ОБЕЩАЛИ

Специальные показы

В рамках этой внеконкурсной программы на фестивале показали как старые, так и еще не вышедшие в прокат фильмы.
Тени за кадром
Реж. Иван Батурин

Документальный фильм рассказывает о жизни и творчестве одной из первых женщин среди художников-постановщиков «Мосфильма» Людмилы Кусаковой. Она работала над созданием «Обыкновенного чуда», «Покровских ворот», «Невероятных приключений итальянцев в России» и т.д. А еще большая часть фильма посвящена ее большой любви — Михаилу Карташову. Ее жизнь показана так, что не завидовать не получается: полная ярких картинок, творческих поисков, веселья и искренней любви. Сам фильм представляет собой почти мультфильм с вставками архивных фотографий и документальной съемки.
Ира Морозова
ТЕНИ ЗА КАДРОМ
Смотри на меня
Реж. Владимир Грамматиков

Очень доброе роуд-муви про совсем не доброе время. Режиссер рассказал историю из своего детства — в 1948 году его семья была вынуждена переехать в Москву из-за репрессий. Зритель вместе с маленьким Вовой отправляется в двухнедельное путешествие на товарном вагоне, нелегкое, но скрашенное детским восприятием главного героя. Преодолевая все трудности и помогая по пути нуждающимся, под шум колес семья едет навстречу своему призрачному счастью. Фильм невероятно точен в деталях времени благодаря режиссеру — очевидцу событий, и труду команды, которой была важна каждая мелочь.
Ирина Адаменко
СМОТРИ НА МЕНЯ

Конкурсная программа фестиваля БРИКС

В этом году в рамках ММКФ прошел кинофестиваль стран БРИКС. Россию в этом конкурсе представлял фильм «Ненормальный» режиссера Ильи Маланина, исполнителю главной роли Александру Яценко жюри присудило приз за лучшую мужскую роль. Лучшим фильмом стал «Жокей пустыни» из Саудовской Аравии, а специальный приз получил китайский фильм «Шаг к мечте: раз и навсегда».
Шаг к мечте: раз и навсегда
Реж. Дун Чэнпэн

Удивительно, как азиатские фильмы могут за пару часов заразить зрителя любым занятием. Динамика, интересное визуальное повествование, колоритный саундтрек — все это не дает отвлечься ни на секунду. Самым главным аспектом любой спортивной драмы является страсть, с которой главный герой отдается любимому делу. В «Шаге к мечте...» эта страсть исходит не от одного персонажа, а от всех сразу. Из-за этого эмоции от просмотра похожи на переживание за любимую команду, только с одним отличием — еще час назад герои на экране были никому не известны. Этот фильм дарит такой заряд энергии, что хочется встать и, не дожидаясь конца титров, побежать навстречу своей собственной мечте.
Ирина Адаменко
ШАГ К МЕЧТЕ: РАЗ И НАВСЕГДА

Программа «Ешь, пей, люби, мечтай»

Название этой внеконкурсной программы ММКФ отсылает к фильму «Ешь, пей, мужчина, женщина» Анга Ли. Всего в ее рамках показали четыре фильма из Испании, Японии, Китая и Филиппин.
Лола Магдалина. Бабки-проститутки
Реж. Джоэль Ламанган, Филиппины

Это похоже на очень странный ситком, сжатый до полнометражного фильма. У каждой героини есть свои испытания, через которые она проходит, но проходит не одна. Бабушки с желтым билетом собрались под одной крышей и помогают друг другу, как настоящая семья, ведь в этой жизни им больше не на кого надеяться. Случиться может всякое, главное — не унывать и держаться вместе.
Ирина Адаменко
ЛОЛА МАГДАЛИНА. БАБКИ-ПРОСТИТУТКИ

Фильм-закрытие

Майор Гром: Игра
Реж. Олег Трофим

Создатели вдоволь наигрались с нашими чувствами. Было и смешно, и тревожно, и грустно, а после просмотра — пустое удовлетворение.
— Ирина Адаменко

Очень рады были увидеть продолжение на большом экране. Ждали с нетерпением, и ожидания точно оправдались. Красиво, сильно и драйвово.
—Оля Александровна

Очень эмоционально и круто. Фанаты будут рвать и метать. Ставлю 8/10. Бес опустошен.
—Ира Морозова
МАЙОР ГРОМ: ИГРА
Итог

В целом, фестиваль с каждым годом не перестает удивлять. Экран кинозалов вот уже 46 лет направляет своих зрителей в абсолютно иные и неизведанные миры. В сложившихся обстоятельствах ММКФ действительно стал платформой для молодых авторов киноиндустрии с любого уголка земли. И порой, просмотрев ряд программных кинокартин, понимаешь, что все люди едины в своих общечеловеческих страстях, мыслях и рассуждениях.
Текст: Ксения Сластен, Оля Александровна, Ирина Адаменко, Ира Морозова
Фото: Московский международный кинофестиваль