Итоги 47-го Московского Международного Кинофестиваля и краткие заметки о программных фильмах этого сезона
Завершился 47-й Московский Международный Кинофестиваль. В этом году программа фестиваля побила свои же рекорды и представила 260 фильмов из 62 стран — это подчеркнуло глобальный масштаб ММКФ и его культурное разнообразие. За эту неделю мы увидели и экспериментальное, и авторское, и массовое кино : организаторы создали полноценную платформу для диалога между режиссерами и аудиторией. Основной конкурс, включавший как дебютные ленты, так и картины признанных мастеров, затронул много глубинных тем, а режиссеры воплотили их смело и нестандартно. Просмотрев большую часть конкурсной программы, расскажем вам о самых ярких работах этого сезона!
В главном конкурсе ММКФ были представлены картины со всего мира: из Европы, Азии, Южной Америки. На фестивале прошли премьерные показы этих фильмов как для прессы, так и для зрителей, после которых можно было обсудить просмотренное с создателями
В конкурсе «Русские премьеры», как понятно из названия, зрителю предлагалось насладиться новинками отечественной киноиндустрии. Мы постарались отсмотреть всю программу, и вот какие мнения у нас сложились
Конкурс документального кино очень интересен тем, что позволяет заглянуть в те места, куда даже бы и не думал заглядывать, и узнать удивительное о том, что обычно скрыто за маской повседневности
Конкурс короткометражных фильмов представляет работы талантливых режиссеров со всего мира, отражающие актуальные темы и авторское видение в сжатом формате. Программа объединяет разнообразные жанры и стили, предлагая зрителю насыщенный кинематографический опыт в каждом фильме
Программа «Дикие ночи» на ММКФ — это внеконкурсная секция смелого жанрового кино, где встречаются хорроры, триллеры, черные комедии и фантастика со всего мира. Это пространство для экспериментальных дерзких фильмов, бросающих вызов формату и ожиданиям зрителя
Программа «Мультвселенная» объединяет полнометражную и короткометражную анимацию со всего мира, представляя как дебютные работы, так и фильмы признанных мастеров
Программа «Прожектор» фокусируется на актуальных социальных и политических темах, представляя фильмы, которые освещают важные вопросы современности. В 2025 году она включала ленты, поднимающие темы социальной справедливости, прав человека и глобальных вызовов
Программа «Русский след» посвящена влиянию русской культуры и литературы на мировой кинематограф. В 2025 году в рамках программы были представлены фильмы, отражающие это влияние, включая копродукции России с другими странами
Программа «Цена вопроса» исследует экономические и финансовые аспекты жизни общества через призму кино. В 2025 году в нее вошли фильмы, анализирующие влияние экономики на повседневную жизнь и моральные дилеммы, связанные с деньгами
Программа «За тридевять земель» знакомит зрителей с авторскими работами из малоизвестных уголков мира, таких как Камерун, Мадагаскар и Малайзия. В 2025 году она представила фильмы, раскрывающие уникальные культуры и традиции этих регионов
«Серебряного Святого Георгия» за лучшую женскую роль присудили Марии Родригес Сото, которая исполнила главную роль в фильме основного конкурса «Дом в огне». Этот фильм — испанские страсти про ту самую семью, с которой и врагов не надо. Это как «Наследники», но наследуют не медиаимперию, а виллу на берегу моря, и во главе угла не сварливый старик, а женщина средних лет, чью заботу все воспринимают как должное. Но с развитием сюжета гадаешь — она опытная манипуляторша или бесспорный авторитет? Причины ее поступков, конечно, не служат оправданием, но все же мир (даже в лице самых близких людей) несправедлив к женщинам ее возраста.
Оля Александровна
ДВОЕ В ОДНОЙ ЖИЗНИ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ Режиссер Андрей Зайцев (Россия)
Этот фильм получил приз зрительских симпатий, что уже говорит само за себя. Награда асболютно заслуженная, потому что нельзя не влюбиться в этот фильм, если в тебе осталась какая-то вера в то, что люди могут быть вместе до самой смерти. Пожилая пара интеллигентов живет свою жизнь, попадает в нелепые истории, помогает их соседке из неблагополучной семьи приобщиться к искусству, скучают по своему сыну, который живет за границей, и, конечно же, выгуливают свою собаку Пулю. Звучит очень просто, но в этой простоте и есть шарм этого фильма, который удерживает у экранов и потом оставляет очень приятное послевкусие.
Ксения Сластен
ТАМ, ЗА МАЧТОЙ Режиссер Мохаммад Нуруззаман (Бангладеш)
Наверное, в этом фильме про работников нефтяного танкера что-то есть, раз его взяли в основной конкурс. Но, к сожалению, рассмотреть это «что-то» не удалось.
Ксения Сластен
МУДРОСТЬ КИТА Режиссер Ондер Шенгюл (Турция)
Турецкий фильм из основного конкурса про беременную девушку, которая из-за своего своенравного характера была отлучена от общины. Фильм пытается уместить в себе слишком много всего: и независимость женщины (которая в конце почему то исчезает), и единство человека с природой, и наблюдение за ходом жизни. Как из переполненной сумки все падает, так и из этого фильма «выпадают» эти темы, оставляя непонятный каркас из неразрешенного конфликта и пустой идеи.
Ксения Сластен
ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ Режиссер Алессандро Тонда (Италия, Бельгия)
Фильм, основанный на реальных событиях 2005 года, рассказывает о трагедии, когда генерал спецслужб Италии Никола Калипари спасает итальянскую журналистку Джулиану Сгрена от иракских террористов. История о безнаказанности и несправедливости получилась в меру грустной, но не потрясает и до слёз не доводит. Сюжет ничем не удивляет, независимо от того, разбираетесь ли вы в итальянско-иракских отношениях или нет, смерть главного героя ожидаема почти с самого начала. Хотя на последних минутах появляется надежда на счастливый конец, человеческая тупость оказывается сильнее. Лично мне не хватило образности героев, как будто для режиссера исторический момент стал важнее людей. Центральным событием фильма является акт самопожертвования главного героя, что, безусловно, вызывает у нас уважение и сострадание. Но его чувства и внутренние переживания недостаточно показаны. Фильм яркостью и эмоциональностью не отличается, но смотрится легко, все понятно и логично.
Ира Морозова
НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ Режиссер Мариано Уэтер (Аргентина)
Бандиты похищают и держат в плену психологиню и университетскую преподавательницу Хулию, думая, что она обладает особой информацией, касающихся их дел. Героиня, пытаясь выжить, начинает «работать» с похитителями, как с пациентами. Спасение из ужасного плена не приносит ей долгожданную свободу, а открывает темную сторону ее личности. Ситуация страшная, и фильм местами жестокий, но неоднозначный финал «цепляет».
Ира Морозова
ЭВАКУАЦИЯ Режиссер Фархат Шарипов (Казахстан)
Черно-белое кино, повествующее о переселении советских граждан в Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Мать и маленькая дочь оказываются по глупости разлучены и пытаются друг друга найти. Это — кино без батальных сцен и экшена, рассказывающее о трагедиях разных людей. Именно такие фильмы о войне и оставляют в душе след и чувство непоколебимого ужаса от того времени.
Мишель Нечаева
ПЛАНЕТА Режиссер Михаил Архипов (Россия)
Фильм рассказывает о советском режиссере-фантасте, горящем желанием снять свой magnum opus о встрече человека и неземной цивилизации на Венере. Кино оставляет после себя смешанные эмоции и недосказанность, но не отметить шикарную картинку как главное достоинство невозможно. В картине хорошо выдержана эпоха (60-е годы прошлого века), и, соответственно, отлично подобран под время каст. Персонажи, даже те, что мелькают редко, хорошо прописаны, а актерская игра действительно мощная. К сожалению, режиссер, кажется, не совсем понял, о чем он снимал или же как свою мысль до зрителя донести: история будто сразу обо всем и при этом ни о чем. Оттого в фильме много непоясненных образов и лишних сцен, что делает его сильно затянутым.
Мишель Нечаева, Ксения Сластен
Конкурс «Русские премьеры»
ТУДА РежиссерИван Петухов
Пусть этот фильм похож на масштабный рекламный ролик Яндекс Go, но как же его приятно смотреть. Вера решила поехать на такси из Москвы в Уфу на встречу выпускников, и поможет ей в этом водитель Вадим. Легкая роуд-комедия с невероятными видами Владимира, Нижнего Новгорода, Казани и Уфы под хиты девяностых и нулевых. Фильм ни к чему не обязывает, не заставляет обдумывать каждый кадр. По ощущениям его просмотр схож с чувством, когда едешь, высунув в окно руку, туда, «где любили». Просто хорошо и приятно, хочется отдаться порывам ветра и смотреть, куда они тебя принесут. «Туда» можно смотреть в абсолютно любой компании, и все отлично проведут время.
Ксения Сластен
ПОЧТАРЬ РежиссерАндрей Разенков
Этот фильм очень пытается быть военной картиной и притчей про юродивого с философией Луки из «На дне» Горького, но у фильма не получается. Есть лишние детали, есть недосказанности, есть нелепые и уж совсем клишированные сцены для добавления драмы. Получается ни то ни се.
Ксения Сластен
МУЖУ ПРИВЕТ РежиссерАнтон Маслов
Драма с Юлией Пересильд в роли сотрудницы ЗАГС, у которой есть табу на любовь. У нее муж уже пять лет в коме, она не хочет его предавать. Вдруг в ее жизни все-таки появляется другой мужчина, и вопрос о предательстве встает еще острее. Сильная драма с хорошими актерами, хорошей музыкой, хорошими операторскими решениями и хорошим сюжетом. Правда, концовка подкачала. Она неожиданная и очевидная одновременно, как будто сценарист запутался и решил обрубить концы самым простым решением. Благо, остальная часть фильма достаточно хороша для того, чтобы концовку можно было просто простить.
Ксения Сластен
БЕСКОНЕЧНЫЙ АПРЕЛЬ РежиссерАнтон Бутаков
Память главного героя зациклилась в бесконечном апреле, но на разных жизненных этапах. Все эти сюжеты развиваются линейно, но ближе к финалу в его старости они путаются и рассыпаются, как и воспоминания в голове пожилого человека, страдающего деменцией. За все свои годы он так ничего существенного не сделал или это только ему так кажется? «Бесконечный апрель» — фильм о ценности непростой жизни простого человека.
Оля Александровна, Мишель Нечаева
Конкурс документального кино
ЗИМНИК РежиссерЮрий Дорохин (Россия)
Утро началось с документального фильма про дороги на Севере, которые работают только во время зимнего периода. Ну, судя по тому, что я прочитала в Википедии, потому что в фильме не объясняют толком, что такое зимник, и из того, как идет повествование, это тоже непонятно. Смотришь полтора часа на сибиряков, которые по снегу на машинах перевозят грузы, и думаешь: «Хорошо, но какая в этом история? Да, работа сложная, но почему именно о них нужно было снять фильм? Что, собственно говоря, документируется?». Ответа на этот вопрос не было.
Ксения Сластен
СИНАРА Режиссер Наталья Лобко (Россия)
Российский фильм из документальной программы ММКФ. Он рассказывает о Синаре — враче-гинекологе из Уфы. Она делает сложные операции и помогает женщинам забеременеть и сохранить беременность. По описанию может показаться, что фильм попахивает темой пролайф, но удивительно, об этом в фильме нет ничего. Да, женщины говорят, что для них бесплодие все равно что смерть, но эта мысль не подается как главная — это просто мнение героини, которое имеет право на существование. В фильме очень много сцен из больниц с не самыми приятными моментами, поэтому впечатлительным людям его лучше не смотреть. В остальном — если интересна тема медицины, то работа очень достойная.
Ксения Сластен
ПРИЕМ Режиссер Джафар Садеги(Иран)
Документальное кино о жизни участников спортивной школы по греко-римской борьбе в бедном регионе Ирана. Спорт становится для ребят спасением от наркотиков и надеждой на хорошую жизнь для себя и своей семьи. В спорте, как в жизни, важны неудачи и победы. Первая часть фильма — это тренировки, вторая — соревнования. Мы видим, с какими проблемами они сталкиваются, у кого что получается, кто проходит на следующие этапы, а кто теряет год или вообще останавливается. Тренеры и веселят своими подходами к воспитанию подростков, и пугают своей жестокостью. Воодушевляющий фильм оставляет после себя трогательное чувство сопереживания за детей.
Ира Морозова
ТЕТУШКА ХУ И ЕЕ РАЙСКИЙ САД Режиссер Пань Чжици(Китай)
Документальный фильм рассказывает о жизни одной бедной старушки, которая выживает благодаря сбору мусора. Ее страстью стал сад, созданный ею из хлама. Она не тратится на себя, считает, что у нее все есть, и всегда помогает другим. Ее дом с садом попадает под снос, и во второй части фильма мы смотрим, как женщина, борясь с насмешками от не только окружающих, но и собственного сына, пытается спасти то, что ей дороже всего. Кино о душевном богатстве оставляет после себя гнетущее впечатление, вызванное бедностью и обреченностью.
Ира Морозова
БАГДЖАН Режиссер Джайченг Сай Дохутия(Индия, Германия)
Документальное кино о катастрофе в деревне Багджан, когда во время добычи нефти и газа произошел сильный взрыв, что повлияло на жизнь людей и состояние окружающей среды. Фильм показывает чувства и эмоции беженцев, требующих компенсации от государства и помощь в восстановлении деревни. Разумеется, желающих брать на себя ответственность за произошедшее оказывается немного. Фильм рассказывает о стойкости и решимости простых людей: кто-то сходит с ума от горя, кто-то находит силы на новую жизнь. История учит нас оставаться людьми в любой ситуации.
Ира Морозова
Конкурс короткометражного кино
ПОСВЯЩЕНИЕ Режиссер Кэй Миядзи(Япония)
Это кино о японце-затворнике, который знакомится с девушкой в брачном агентстве и на первом свидании отпугивает ее желанием семьи и детей. Забавный фильм, пронизанный, однако, странноватым месседжем традиционных семейных ценностей.
Мишель Нечаева
ПРО КОРОВУ Режиссер Николай Алексеев, Антон Симухин(Россия)
Фильм о москвичке, приехавшей в родную деревню хоронить отчима, но за неимением денег на похороны решившей продать его корову. Легкая комедия с банальными, но важными смыслами о сохранении своих корней и радостях в мелочах, пропитанная иронией над столицей.
Мишель Нечаева
ИЗВЕСТЬ Режиссер Сантьяго Дульсе(Аргентина)
Кино о семье в разводе и их собаке, которую они вынуждены похоронить. Немного сумбурное, но сумевшее всего за десять минут передать неловкость и боль, в первую очередь, ребенка, оставшегося между двух огней — матерью и отцом.
Мишель Нечаева
ПОСЛЕ ОТЦА Режиссер Нушин Мераджи(Иран)
Трагедия о девушке, проживающей смерть своего отца. По словам режиссера, это кино основано на ее собственной истории, что отражается на экране. Кино пропитано чувствами: болью, злостью и отчаянием, и меньше, чем за двадцать минут успевает вывести на эмоции.
Мишель Нечаева
ДЯДЕНЬКА Режиссер Иван Ветошкин(Россия)
Кино рассказывает об этнических меньшинствах — мокшанах, народе Мордовии. Главная героиня, мокшанка, впервые знакомится с человеком ее этноса. Они совершенно разные, но их объединяют общие корни, и с этого начинается их путешествие. Фильм снят в духе документалистики и пропитан любовью к своему народу, и это чувствуется через экран.
Мишель Нечаева
НЕСОВМЕСТИМЫЕ Режиссер Джудит Виларраса(Испания)
Драма о молодых людях, которые отправляются в путешествие за мечтой, но впоследствии оказывается, что эта мечта нужна только одному из них. Чувственное, по-испански страстное и стремительное кино.
Мишель Нечаева
КТО ПУСТИЛ ДИКОГО ОСЛА НА СВОБОДУ? Режиссер Никита Лохматов(Россия)
Фильм, полностью снятый на телефон, через который героиня наблюдает за встреченными ночью людьми. Действие больше напоминает сон — непонятный, загадочный, но безумно интересный.
Мишель Нечаева
Программа «Дикие ночи»
ГАДКАЯ СЕСТРА Режиссер Эмили Блихфельдт(Норвегия, Швеция, Польша, Дания)
Этот скандинавский хоррор из программы «Дикие ночи» подавался как чуть ли не вторая «Субстанция». Слава Богу, обошлось. Фильм рассказывает про сестру Золушки, которая тоже очень хотела заполучить принца. В фильме много неприятных сцен по типу ленточного червя изо рта, отрубание пальцев или гниющего тела отца Золушки. Но от «Субстанции» по большей части есть только идея, что попытка погнаться за стандартами красоты приводит к потере того, что у тебя было изначально. В остальном, крепкий боди-хоррор в лучших традициях скандинавского кино — тягучего и непредсказуемого одновременно, к тому же с плеядой молодых актеров из стран Северной Европы, которых, если вы следите за северным кинематографом, вы могли увидеть уже много раз.
Ксения Сластен
НЕЧТО ИЗ УНИТАЗА Режиссер Вивьено Кальдинелли(Канада)
Душевный боди-хоррор в традициях «Чужого» рассказывает о непростых взаимоотношениях между отцом-сантехником и его сыном, страдающим гермофобией. Дети редко понимают своих родителей, а те за злыми словами часто скрывают свое стремление помочь. Общая беда в виде твари, которая поселяется в водопроводной системе многоквартирного дома, сближает отца и сына, и к семейному психологу им все-таки лучше бы сходить, но больше они не раздражают друг друга. Кино насыщено остроумием и «унитазными» шутками, но каждый момент настолько гармоничен, что хочется разобрать этот фильм на цитаты.
Ира Морозова
СТАРУХА С НОЖОМ Режиссер Мин Гю-Дон(Республика Корея)
История нелегкой жизни профессионала-убийцы, женщины старшего возраста, оставляет после себя вайб фильма «Убить Билла» 50+. Героиня знакомится с молодым киллером, который стремится разрушить ее жизнь и ставит ее перед выбором: уйти и дать дорогу молодым или продолжать бороться. Конечно, женщины в основном выбирают жизнь и борьбу. Помимо качественного экшена, здесь поднимаются актуальные темы старения, самоидентичности «третьего возраста», взаимоотношений старшего и молодого поколений. Динамичный триллер с сильной героиней и шутками про старперство зайдет всем любителям боевиков.
Ира Морозова
Программа «Мультвселенная»
МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Сборник короткометражек
По названию этого сборника можно подумать что угодно, а на деле оно даже не совсем обосновано. Короткометражные мультфильмы с глубокими философскими темами о смерти, жизни и буллинге могли бы подойти и более младшей аудитории, 12+ как минимум. Им это было бы даже полезнее.
Ксения Сластен
Программа «Прожектор»
ЛЕТО. ГОРОД. ЛЮБОВЬ Режиссеры Айнур Аскаров, Виталий Дудка, Айсыуак Юмагулов, Айдар Акманов, Руслан Юлтаев, Руслан Римлвич, Айрат Абушахманов (Россия)
Альманах из 8 историй башкирских режиссеров про любовь: как ее найти, как не потерять и какая она бывает разная. Герои, обычные люди всех возрастов от подростка до старшего поколения из большого города, в погоне за чувством находят и себя. Светлый, добрый, летний фильм никого не оставит равнодушным. Но, на мой взгляд, не совсем удачный формат: в виде мини-сериала каждая история оставила бы большее впечатление.
Ира Морозова
Программа «Арт-кор»
ОТЕЛЬ «ОНЕГИН» Режиссер Ирина Евтеева (Россия)
Красочный анимационный фильм о режиссере-аниматоре, который летит в Россию, дабы понять своего любимого писателя Пушкина. В этом кино — настоящий парад красок и текстур. Помимо основного повествования, в фильме множество вставок из разных произведений Александра Сергеевича от «Евгения Онегина» до сказок, и все они выполнены в разной технике. Выглядит впечатляюще: и 3D-анимация, и кукольная, и пластилиновая. Сам сюжет достаточно простой, но кино стоит глянуть хотя бы ради разнообразной картинки.
Мишель Нечаева
Программа «Русский след»
ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ Режиссер Чан-Хо Ли (Республика Корея)
Две подруги Хё-Вон и Ын-Со приезжают в Сеул в поисках новых возможностей. В самую грязную каморку, которым им удалось снять в городе, они заезжают дружно и весело. Хё-Вон пробует себя в театре, учится в школе актерского мастерства, знакомится с новыми людьми, Ын-Со обожает свою подругу, работает обслуживающим персоналом, чтобы просто быть рядом. Обоим придется решать, на что они готовы пойти ради карьеры и успеха, а до тех пор дружба девушек оказывается под угрозой. Фильм получился в меру эмоциональным и неочевидным.
Ира Морозова
ПОДСНЕЖНИК Режиссер Гаджендра Ахире (Индия, Россия)
История об индийской семье, которая хочет забрать дочку своего погибшего в России сына с собой в деревню. Наивное, низкобюджетное и сырое, но донельзя искреннее кино, за что прощаются многие неровности. Герои проходят через принятие смерти своего сына и осознание ошибок в его воспитании, а затем и через осознание того, что их внучке будет лучше не с ними, а там, где она родилась. Милый и трогательный фильм, в котором персонажи оказываются практически один на один с чужой культурой и непониманием окружающих.
Мишель Нечаяева
БЕСЧУВСТВИЕ Режиссер Озлем Чингирлар (Турция)
Турецкое кино об актрисе, которой предложили роль иранской поэтессы, и иранской беженке, которые по стечению обстоятельств вынуждены жить вместе. Это типичный фестивальный фильм: спокойный и размеренный, совсем немного затянутый, но это практически незаметно. Первоначально казалось, что это будет стандартная история о женской дружбе, но она скорее о более глубоких, почти родственных отношениях. Героини, варящиеся в своих переживаниях, постепенно обретают семью в лице друг друга, что помогает им справиться с призраками прошлого и жить дальше. «Бесчувствие» — очень милое и трогательное кино, как ни странно, о чувствах, к тому же очень красивое и насыщенное театральной эстетикой: в начале звучит монолог из «Чайки» Антона Чехова, а финальный монолог поэтессы Форуг Фаррохзад в исполнении одной из главных героинь трогает за живое.
Мишель Нечаяева, Ксения Сластен
Программа «Цена вопроса»
ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ТАМ НЕТУ ТЬМЫ Режиссер Стивен ли Мраович (Франция)
Фильм показывает жизнь нелегальных мигрантов в Париже. Они усердно и честно работают и помогают своим семьям в Сенегале, но их положение ставит их жизни под угрозу. Главный герой адаптируется под законы жизни в большом городе, учится отстаивать свои интересы, проявляет себя и защищает своих друзей. В этом случае его удача и добро других людей спасают их, но чувства уверенности в завтрашнем дне не прибавляют.
Ира Морозова
«Свободная мысль. Программа документального кино»
МОЙ ДНЕВНИК СЕКСУАЛЬНЫХ УТЕХ Режиссер Патрисия Франкеса (Испания)
История рассказывает о виртуальном секс-домогательстве и шантаже, произошедшем с самой Патрисией. Проблема с интернет-преступлениями (особенно в интимной сфере) стоит довольно остро: многие от этого страдают, а преступников найти и наказать в большинстве случаев не получается. Поэтому говорить об этом, безусловно, важно и нужно. Фильм состоит из переписок и видео, снятых на телефон, что легко погружает зрителя в электронную реальность. Несмотря на серьезность и актуальность темы, в фильме есть забавные стикеры и легкие шутки. Даже решение конфликта в финале подано с самоиронией.
Ира Морозова
НАСТАВНИК ЦАРЕВИЧА. ИСТОРИЯ ЧАРЛЬЗА СИДНЕЯ ГИББСА Режиссер Анна Чернакова (Россия)
Документальное кино об учителе английского языка в семье императора Николая II. Биография донельзя верного своему делу человека, который, несмотря на происхождение, остался предан Российской империи до конца. Душещипательная история, заставляющая поразмыслить о том, что есть дом и как важны люди, остающиеся в тени событий.
Мишель Нечаева
Программа «За тридевять земель»
СТУДИЯ МЕЧТЫ НА МАДАГАСКАРЕ Режиссер Чосин Зеонг (Республика Корея)
Южнокорейская драма, которая выворачивает все представления о кинематографе этой страны. В ней музыканты далеко не айдолы, женщины не стремятся покорять столицу, а главный герой и вовсе вместо погони за успехом гонится за мечтой. Провинциальный фотограф зарабатывает на жизнь, делая фото на документы, но в глубине души хотел бы снимать африканские красоты. Его желания оказались заразительными для друзей и знакомых из родной провинции. Так наш фотограф, его друг-музыкант и добродушная хозяйка местной раменной отправляются на Мадагаскар. Мадагаскар — остров яркий и оживленный, но без такого количества лемуров и даже пингвинов, как в известном мультфильме от DreamWorks. Живописность мест действительно поражает. Когда на экране показали лес баобабов, окутанный туманом, весь зал ахнул от восхищения. В этом путешествии герои находят не только дело своей жизни, но и себя. А мечта эта действительно оказалась заразительной — захотелось в Африку.
Оля Александрова
Шот-сеты
ЖЕНСКИЕ АКЦЕНТЫ сборник короткометражек (Испания, Колумбия, Франция, Япония)
Говорить об этом сборнике короткометражек можно долго — он разнообразный, местами странный, но точно наполненный любовью к женщинам. Больше всего запомнились картины «Красная Эмма» (Франция) российской режиссерки Маши Овчинниковой об Эмме Гольдман и ее статье «Трагическое в эмансипации женщин» и «Гиноид» (Испания) Селии Галан, выглядящая как претендент на новый впечатляющий эпизод «Черного зеркала».
Мишель Нечаева
НОВЫЕ РУССКИЕ сборник короткометражек (Россия)
Разношерстный сборник короткометражек от студентов различных киноинститутов. Впечатления от альманаха самые смешанные: большинство фильмов были недожаты и не поняты, но был и тот, который очень растрогал и смотреть который было интереснее всех. «Синица» режиссера Антона Караваева — простая, но трогательная история о парне с завода, который по случайности оказывается заперт на работе, но всеми правдами и неправдами пытается выбраться на роды к жене. Кино о большой любви, дружбе и взаимопомощи, думаю, не оставит никого равнодушным.
Мишель Нечаева
Специальные показы
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СОЛНЦЕ И ОБРАТНО Режиссер Роман Михайлов (Россия)
Наркотический сон длиною в 5,5 часов, повествующий о жизни молодого парня Руслана на фоне 90-х. Это не тривиальное кино об эпохе — оно глубже, образнее и тяжелее, главным образом благодаря тому, что ни одной перестрелки или погони на экране показано не было. Блестящая игра актеров (в первую очередь, большая работа Олега Чугунова, исполняющего главную роль) в сочетании со странной, но при этом понятной историей — идеальное комбо, приправленное замечательной операторской работой и атмосферной музыкой. Саундтрек фильма, кстати, дополнили polnalyubvi и Хаски, у которого там даже есть камео, обыгранное шуткой про «добрые собачьи глаза».
Мишель Нечаева, Ксения Сластен
Фильм закрытия
КЕМ МЫ МОГЛИ БЫ БЫТЬ Режиссер Алехандро Агрести (Аргентина)
История про мужчину и женщину, которым нельзя по неизвестным нам поначалу причинам сближаться, а поэтому они имеют право быть теми, кем захотят, и рассказывать друг о друге небылицы. Интересное начало развивается, развивается и, кажется, приходит к своему логичному концу, но вдруг оказывается, что от фильма прошло 40 минут. Дальше режиссер будто бы теряется, куда вести историю дальше, и впечатление от картины в целом портится, несмотря на замечательную первую часть.
Ксения Сластен
ФОТОРЕПОРТАЖ
Текст: Ксения Сластен, Оля Александровна, Мишель Нечаева, Ира Морозова Фото: Московский международный кинофестиваль, Анастасия Черномырдина, Ксения Сластен, Ира Морозова