РАМТ

#МольерЖив

Я могу быть кем угодно, но только не самим собой
Будь Жан-Батист Мольер нашим современником, он наверняка бы не был удивлен трансформацией своего собственного произведения, осуществленной на Маленькой сцене РАМТа. Большой «бунтарь» и новатор, в своем творчестве он шел наперекор канонам и стремился к переосмыслению жанра комедии, придавая ему бо́льшую правдивость. В реалиях 21-ого века герои пьесы «Мизантроп» французского драматурга оказываются на съемочной площадке фильма, а мы — в зрительном зале спектакля «Мизантроп и я», где мольеровские характеры смешиваются с образами, созданными режиссером Екатериной Половцевой, и даже с личными историями артистов театра. Границы такого наслоения настолько размыты, что невозможно разгадать, где подлинное и искреннее.
Вот в зале появляются два друга Альцест и Филинт, известные нам по первоисточнику, но в процессе их разговора обнаруживается, что это лишь репетиция отрывка из будущего одноименного кинопроекта, а перед нами просто его актеры — Макс (Максим Керин) и Володя (Владимир Зомерфельд). «Фестиваль согласных букв!»: высокопарный рифмованный текст то и дело сбивает, заставляя артистов эпизодически переходить на прозу современной жизни. Макс, играющий Альцеста, на первый взгляд чересчур убедителен в своей роли непримиримого правдоруба, осуждающего даже близкого друга за излишнюю услужливость в общении с людьми. Но сквозь сценарные реплики прорываются личная нетерпимость актера к лицемерию вокруг и назревающая мизантропия, сближающие его с героем комедии. На самом деле, точек соприкосновения с оригинальными персонажами Мольера здесь множество. У Макса есть собственная Селимена — признанная актриса Мария Заречных (Мария Рыщенкова). Подобно своей героине ей приходится кокетничать с влиятельными людьми, чтобы оставаться востребованной в профессии, что, конечно, выводит из себя ее ревнивого возлюбленного. Партнером Марии по кадру становится «народный» и «заслуженный» Денис Сергеевич (Денис Баландин), он же самовлюбленный Оронт, в фильмографии которого явно найдется хотя бы эпизодическая роль в сериале «Версаль». Агент и подруга Марии Жанна Суреновна (Анна Ковалева) с говорящей фамилией Арсиноева (забавная отсылка к первоисточнику) — женщина расчетливая и решительная — после перепалки со своей подопечной без раздумий подставляет ее перед коллегами и любимым человеком.
Режиссер играючи трансформирует пьесу Мольера в комедию положений сегодняшнего дня, сохраняя сюжетную канву с уже знакомыми образами, но и создавая современных уникальных и реалистичных героев. Мария у Половцевой — уже немолодая женщина, за плечами которой годы работы в киноцеху, на пути к признанию, а наличие двух детей, которых приходится воспитывать одной, не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому карьерный вопрос для нее стоит еще острее, тем более, что как бы сильно она не любила Макса, на него положиться трудно. Начинающий актер Даня (Данила Богачев) так отчаянно хочет заполучить роль в фильме, что в самый ответственный момент напрочь забывает текст. За кадром всегда остается обаятельный гример Мамуля (Алексей Гладков), артистические данные которого очевидны даже серому кардиналу Всевышнему — так на площадке называют скрытого от глаз публики режиссера фильма. Гример Эля (Антонина Писарева), кроткая и ранимая девушка, как орешки раскусывает психологические портреты людей, при этом сама слепо верит во взявшиеся из ниоткуда любовные чувства Альцеста. А самая трагическая роль отведена ассистенту режиссера Косте Треплеву (Антон Савватимов): на своем поясе он носит бутафорскую убитую чайку — символ таланта, похороненного за бесконечными «подай-принеси». Он, как и герой Чехова, разочарован в застоявшемся кинотеатральном производстве.
В художественном оформлении спектакля (художник Эмиль Капелюш) царит дуализм. Съемочная площадка, где хоть какая-то естественность уступает место миру мнимой красоты и фальши, отделена от бытовой авансцены портьерой. В центре стоит антикварный диван, поодаль — подсвеченный лампочками гримерный столик, за которым происходит чудо преображения. В целом, камерное пространство сцены обрамляют теплые сочетания цветов. Такая колористика сближает с персонажами, на первый взгляд, далекими от нас, а в действительности же с людьми с совершенно земными, человеческими проблемами, вынужденными изо дня в день идти на компромисс и играть по заведенным сверху правилам. Исторические наряды эпохи «барокко»: камзолы, жакеты, платья, украшенные изящной вышивкой и кружевами, высокие парики — «выплывают» из костюмерных, сменяя джинсы, футболки и другую повседневную одежду актеров.
«Я могу быть кем угодно, но только не самим собой», — словно внутренний голос Макса взывает к зрителям в песне группы «Монти Механик». В режиме «live» герои разыгрывают музыкально-хореографический номер, где даже неактер «надевает маску», сводя с ума Максима: его пытаются втянуть в эту вакханалию, но до самого финала он остается верен своим принципам. Спустя несколько столетий перед нами встает все тот же вечный выбор: лезть на баррикады, доказывая свою правоту, и постепенно превращаться в ярого мизантропа, или смириться с несовершенным мироустройством. Для нашего героя итог один. Но трагичен ли он? Была ли любовь Альцеста и Селимены в этой вселенной истинна, принесла ли обоим счастье? Или обстоятельства сильнее даже искренних чувств? Юмор и наивный, ироничный тон постановки (ведь мы имеем дело с комедией) отвлекают, сглаживают драматизм ситуации. Но чуткий зритель обязательно уловит ощущение тревоги за будущее, мерно заполняющее пространство Маленькой сцены под печальную лирику Виктора Цоя.
Текст: Аполлинария Захаренко
Фото: РАМТ