Театр И-ОН

МЫ КРЯКНУЛИ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

Если пропустил свадьбу, приходи на воскрешение
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Немецкий барон, ставший невероятно важным нарицательным именем в русской культуре. Представление не требуется. У большинства из нас дома хранятся старые советские сборники рассказов или даже графические новеллы про барона. В памяти всплывает образ смешного носа и растущих вверх усов из мультфильма 70-ых. Но ярче всех запомнился Олег Янковский из двухсерийного телефильма, ставший почти официальным лицом героя наравне с Шерлоком Холмсом Василия Ливанова и Фигаро Андрея Миронова. Работа с таким наследием может быть трудной как потому, что из головы зрителя не исчезает уже знакомый образ, так и потому, что вокруг материала создалось ощущение перенасыщения, ощущение того, что сказать больше нечего. Но барон фон Мюнхгаузен на то и есть барон фон Мюнхгаузен, чтобы все трудное делать простым, а невозможное – возможным.

Чтобы взяться за такой прославленный материал, нужно забыть и совсем не обращать внимания на эту славу, вместо этого вникая в суть, в мораль, которую хочешь донести. Тогда наследие к сожалению ли, к счастью ли, но догонит тебя само! Антон Митнев, режиссер-постановщик и исполнитель роли Генриха Рамкомпфа, поступил мудро. Что есть история барона Мюнхгаузена? Чистый фарс. Даже больше. Трагифарс! Спектакль выполнен именно в этом жанре. Актеры не просто исполняют роли, они в них играют. Играют просто, по-детски, донося до взрослых недетскую мораль. В таком пространстве тень Олега Янковского возникает сама по себе, и отделаться от мысли о схожести с ним Валерия Булатова у зрителя не получится. И не надо! Это только подтверждает и подчеркивает суть персонажа. Ему подвластны и пространство, и время, и сама жизнь. Даже больше. Это он им неподвластен.
Театр И-ОН приглашает зрителей на небольшую, камерную и очень уютную сцену ТЭЦ. Это сотрудничество получилось обоюдным! Пространство стилизовали под спектакль, а спектакль – под пространство. Вместо трех звонков перед началом действия вам сообщат о том, сколько раз «они уже крякнули». Костюмы соответствуют современному, стильному интерьеру ТЭЦ. Классические черно-белые костюмы с красными элементами. Декорации и реквизит также просты и минималистичны. Они служат проводниками между актерами (и зрителями) и фантазиями, миром самого барона Мюнхгаузена.

Персонажи постановки знают, что в зале есть люди. Даже больше. У зрителей есть шанс стать частью истории, совсем маленькой частью, но очень задорной. Мюнхгаузен будет искать товарищей, пастор будет взывать к нашей благопорядочности, Рамкопф ссылаться, как на гостей. В общем, перед походом в театр советую наточить свое остроумие и держать ухо востро, тогда вы не только отлично проведете вечер, но и сможете похвастаться, что и сами блистали вместе с Мюнхгаузеном. Были на настоящем суде по делу воскресшего барона и почти стали его главным свидетелем!
Спектакль не просто так называется «Мюнхгаузен. Серия вторая». Как и уже упомянутый телефильм, спектакль двухсерийный. Но смотреть первую часть необязательно! В начале вечера вам очень кратко и очень метко перескажут все, что вы пропустили, и совсем не осудят, наоборот, с радостью примут новое лицо в списке гостей. Очень вероятно, а точнее, абсолютно точно, что после просмотра второй серии вам захочется увидеть первую, даже несмотря на все полученные спойлеры. Получится необычная ситуация. Смотреть первую серию после второй? Это в стиле Мюнхгаузена двадцать первого века. Как ведь интересно знать больше действующих лиц и попытаться им что-то подсказать!

Много факторов влияют на атмосферу постановки. Начиная от вешалки и заканчивая освещением сцены и интонациями актеров. «Мюнхгаузен. Серия вторая» ощущается по-дружески, по-домашнему. Словно у всех вас в зале есть такая традиция – собираться вместе на сцене ТЭЦ вечером пятницы и играть в историю Мюнхгаузена. Вы не услышите обыкновенной просьбы отключить мобильные телефоны; вам посоветуют побольше снимать и фотографировать. Вы не почувствуете разницу в высоте сцены и людского пола; актеры вместе с вами ходят по фойе и не против пообщаться. Вы не заметите, как конец спектакля перетечет в поклоны, а поклоны – в конец всего вечера; с вами попрощаются, как со старым знакомым или дальним другом, заскочившим на огонек.
Мною много раз употреблялось словосочетание «даже больше». Позвольте сделать это и, так сказать, крякнуть в последний раз. Спектакль очень уютный. Даже больше. С этим спектаклем вы найдете неожиданных близких друзей, о которых раньше ничего и не знали.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Ася Бочкарева и Ксения Самолетова