пространство «Внутри»

наше сокровище

История — это многогранник. Особенно легендарная. Особенно библейская
Однажды, в самый разгар переписи населения, ясной ночью в славном городе Вифлееме родился малыш. Или три малыша. Или десять. Перепись еще не закончена, данные требуют уточнения.

Но главное – всех этих малышей очень любят родители. И государство. Поэтому матерям положен подарочный набор со всем необходимым, что может потребоваться малышу в первые месяцы жизни (по желанию, можно заменить на выплату 20 000 рублей, как подсказывают создатели спектакля). И его – подарочный набор, не малыша, – вам до двери доставят специально отобранные волхвы. Если, конечно, сумеют сориентироваться по звездам.
Спектакль Жени Беркович про сложное простыми словами. И тут без иронии совсем никак. И подача – непринужденная, смешная, местами гротескная, – цепляет с первых минут. Библейская история будто становится совсем обычной, мирской и понятной каждому. По стенам летают нарисованные аисты и неловко переминаются с ноги на ногу корявые звери, хлопают оконные рамы и варится на плите суп, бюрократические вопросы встают ребром, а заполнение медицинских карточек превращается в исповедь. Все так легко, просто и жизненно.

Маленькое пространство театра «Внутри» лишь усиливает чувство, что мы часть этой истории. Произошедшей две тысячи двадцать три года назад, но такое ощущение, что где-то позавчера. И герои подозрительно знакомы, и разговоры, кажется, не меняются из века в век. А проблемы тем более.
«Наше сокровище» — это спектакль об обратной стороне библейской притчи. Здесь осел и вол, получив ответственное задание согревать своим дыханием малыша (потому что отопление не то еще не включили, не то еще не придумали) рассуждают о делах насущных. Здесь две милые овечки тонкими-звонкими (периодически) голосами поют поздравительные песни и светят ярче, чем Вифлеемская звезда. Здесь очень усталый мент с предпраздничным настроением в подарочном пакете рассуждает о смысле жизни перед закрытыми дверями и занавешенными окнами – все равно его никто не слушает, можно сказать честно. Здесь ведутся разговоры о политике царя Ирода и обсуждаются планы эмиграции в Египет. Здесь ангелу давит на плечи небо и требует быть мечом, огнем и гласом, а ему хочется немного помолчать.
История про рождение Иисуса торжественная и радостная, она про возвышенное и чудесное. А этот спектакль нет, он про другое. Про нас самих – сложных, неидеальных, не понимающих, что происходит, и живущих так, как умеем. Про то, что в жизни нет второстепенных персонажей. Есть просто люди, которые оказались свидетелями исторического события. Случайно, мимоходом, живя свою обычную звериную, человеческую или ангельскую жизнь. И одно событие – важное, великое, масштабное, – для них всего лишь точка на линии времени, которую они отметили, возможно, мимоходом, а, возможно, не заметили вовсе, и пошли дальше – решать свои крохотные в масштабах мира, но важные для них проблемы. Это спектакль про то, что каждый из нас – отдельно взятое чудо. И чье-то сокровище.

А еще там есть рояль в кустах. Точнее, пианино в углу. И оно обязательно выстрелит. То есть, заиграет. Ну, вы поняли.
Текст: Марго Сабилло
Фото: Александр Андриевич