Арт-платформа в Новом Манеже

Собака на сене

О чем мечтает Наташа
При всем уважении к именитым режиссерам и статусным театрам с фортепьяно в фойе и Кьянти в меню, я глубоко убеждена, что надо ходить на спектакли дебютантов. Да, в Ермоловой их пока не ставят, но здесь ключевое — пока. Таланту не нужен фрак, чтобы выглядеть презентабельно. Моноспектакль «Наташина мечта» молодого режиссера Александра Скоробогатова — лучшее тому подтверждение. Разбираемся, почему надо ходить на постановки по пьесам современных драматургов и насколько легко судить героя с места в зрительском зале.
Спектакль «Наташина мечта» в Арт-платформе на Новом Манеже берет за основу пьесу Ярославы Пулинович. Она не современник Островскому с его «лучом света», поэтому ее главная героиня — приютский ребенок, который живет по волчьим законам в зверином царстве. Наташа выпрыгивает из окна «на слабо», окает вместо московского аканья и ходит с украденной заколочкой. А еще верит в настоящую любовь, исходя из фантазий девочки-подростка. Кандидат находит себя сам: журналист местной газеты делает громкий материал о судьбе забитой всеми сироты, которая в реальности даст по лицу ровеснице за попытку поставить под вопрос ее авторитет.
При всех очевидных отрицательных чертах Наташи (да, она не ходит на пилатес по выходным и даже не приехала из Хацапетовки, чтобы честным трудом заработать на хлеб) оставаться равнодушным к героине в исполнении Анастасии Рыжинской невозможно. Мы понимаем, что как бы по ТВ не крутили сериалы про прекрасных девушках в русских селеньях по Некрасову, в реальности все больше похоже голодные игры. Наташа — жертва среды, которую до приюта растила соседка, пока мать девочки сидела в колонии. Ждать от героини великодушия, когда в ее мире оно считывается за слабость — бессмысленно. Поэтому Наташа бьется за свою любовь в прямом и переносном смысле, даже когда предмет обожаний об этом не знает.
Отдельно хочется отметить сценографию спектакля, за которую отвечала художник-постановщик Елизавета Холмушина. Небольшое пространство Арт-платформы помогло выделить главные предметы для сюжета постановки. Не остается ни одного места, которое не было бы обыграно. Пространство с одинаковыми декорациями становится и кроватью в приюте, и клеткой для Наташи, и редакцией местной газеты «Шишкинская искра».

Слоган спектакля — «Не молчи о чувствах», и это, безусловно, правильный посыл. Наташа скрывает свою любовь, но не сдерживает ярость, когда осознает, что возлюбленный нашел себе другую пассию по душе. Это доводит ее до скамьи подсудимых перед коллегией присяжных, которой становится зрительский зал. Создатели спектакля предлагают оценить поступок Наташи: с ее признания спектакль начинается и им заканчивается, создавая кольцевую композицию. Режиссер Александр Скоробогатов сказал, что этот зрительский зал первым проявил к героине снисхождение. Ну, а судьи-то кто?
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Арт-платформа на Новом Манеже