Театр МДМ

Молодые, красивые и бесстрашные

Хочется простого человеческого в рок-н-ролльный Ленинград 80-х…
При раздаче карт у джукбокс-мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» на руках оказались все козыри. Точнее — авторы постановки скрупулезно покопались в колоде, изъяли из нее все лучшее, что смогли найти, и выиграли партию еще до ее начала. На сцене МДМ есть все нужное для успешного успеха: притягательная атмосфера Ленинграда 80-х с его винилом и квартирниками, талантливый и обаятельный актерский ансамбль и внушительные бродвейские декорации. За сценой все не хуже: не удержусь и снова поклонюсь маркетинговой команде компании «Бродвей Москва» с их ежедневными аншлагами. Остались ли вообще в Москве люди, которые еще не слышали про «Ничего не бойся…», если за полтора года мюзикл посмотрели миллион человек? (Мы бы хотели чтобы нам заплатили за эту рецензию, но пока что хвалим всех бесплатно)

Сюжет постановки очень прост и продиктован содержанием песен: харизматичный оболтус Слава без памяти влюбляется в интеллигентную Алису, но судьба над ними тихонечко посмеивается и требует спеть два десятка хитов бит-квартета «Секрет» перед тем, как герои смогут оказаться вместе. Одновременно с этим на сцене разворачиваются еще две романтические истории — ботаник-аспирант Антон безответно влюблен в золотую девочку- диссидентку Кристину, а ее брат и золотой мальчик из МГИМО Денис обречен жениться по расчету отца вовсе не на Арине-балерине, на которой хотел бы.
Событийная часть мюзикла предельно наивна, категорически проста и не всегда логична, потому что шуршащая музыкальными аккордами обертка явно главенствует над действием. Если совсем честно, несколько номеров в «Ничего не бойся...» даже не пытаются стать весомой частью сюжета, а просто позволяют спеть еще один хит. И пусть так, поют ведь действительно здорово. По окончании шоу только у самого циничного зрителя возникнет желание критиковать логику событий или мотивацию героев, потому что в конечном итоге для трогательного финала неважно, каким там образом в начале второго акта герои оказались во флоте. «Ничего не бойся…» предлагает зрителям кое-что заманчивее стройного сюжета — это опыт сопереживания и приглашение в романтический Ленинград на три ярких часа.
Мне кажется, что эпоха подпольного рок-н-ролла — один из самых обаятельных периодов российской истории, про который при этом у нас практически не ставят и не снимают. Потому так привлекает сконструированный в мюзикле мир: колоритный, обладающий важными артефактами, но одновременно с этим несколько наивный и даже слишком добрый. Рок-н-ролльщики из «Ничего не бойся…», конечно, существуют в подполье, но в полном соответствии с названием ничего не боятся, в стычках с милицией не оказываются да и вообще живут в отретушированном Ленинграде. И это покоряет даже больше, чем достаточно аутентичная хореография (говорю не как эксперт в сценической пластике, но как танцовщица буги-вуги), потому что мюзикл позволяет отдалиться от депрессивной реальности, при этом сохранив все самое интересное.
Одновременно с этим на сцене оказываются сплошь краши — Слава, Антон и Денис (Артемий Соколов-Савостьянов, Владислав Ташбулатов и Митя Федоров соответственно) поют, танцуют, улыбаются и шутят так, что им невозможно не сопереживать. Чем ближе мюзикловая кульминация, тем синхроннее зал замирает в общей вере, что у главных героев просто обязано все получиться. И в эпизоде, где Антону нужно наконец сделать решительный шаг, чтобы не упустить свою любовь, мужчина по соседству со мной и вовсе не выдерживает и в повисшей тишине выкрикивает: «Антон, ничего не бойся, мы с тобой!» Не хочется одобрять такое поведение в театре, но нельзя не задуматься о том, как сильно был включен в происходящее этот зритель.

Спектакль кончается всамделишным новогодним чудом, и это чувство окутывает зал с первого до последнего ряда и несмотря на то, что до Нового года еще жить и жить. Зрители поднимают вверх руки с фонариками — герои кланяются — для чуда находится место в повседневности. Да, такие мюзиклы были, есть и, наверное, будут средством эскапизма, но когда начинает не хватать чего-то жизнеутверждающе и ультимативно-доброго, «Ничего не бойся…» приходит на помощь и напоминает, что даже в самые темные времена надо не забывать танцевать.
Текст: Мария Дорофеева
Фото: Театральная компания «Бродвей Москва»