КИНО

Трудно быть не как все

Когда ты не похож на остальных, сложно оставаться собой
Алопеция — состояние, при котором человек теряет абсолютно все волосы на теле. Эта болезнь никак не влияет на физическое здоровье, но зачастую сильно ранит психику. В этот раз мы поговорим не просто о кино — документальный фильм Олеси Корепановой «НЕКАКВСЕ», недавно представленный в рамках фестиваля «Докер», это, скорее, сеанс психотерапии, причем как для героинь, так и для зрителей. А разобраться в причинах, следствиях и эффектах нам поможет автор издания о документальном кино БЛИ(К) Ксения Кожевникова.

Фильм знакомит нас с тремя совершенно разными героинями: Ариной, Катей и Яной. Они лысые с самого детства, но их жизнь парадоксально вертится вокруг волос. В мелкие детали повседневности — поход в магазин, утренние сборы на работу и сдачу экзаменов — встраиваются несоответствия с жизнями обычных девушек. Вот Арина идет по улице и не может не замечать косые взгляды, вот Яна моет свои парики и развешивает их на банках, а вот Катя с капюшоном на голове расспрашивает продавщицу про новый шампунь. Таким образом, через знакомые места и действия, фильм незаметно погружает нас в проблему.
Операторские и постановочные решения позволяют воплотить на экране мир глазами девушек, концентрируясь в первую очередь на их чувствах. Например, в сценах, где героини оказываются в общественных местах, камера обязательно выхватывает из толпы все перешептывания и переглядывания. Момент, когда Арина стоит в окружении веселящихся одноклассников, прекрасно отображает тоскливое чувство одиночества в толпе, с которым алопянки часто сталкиваются. Ксения говорит о методах повествования: «Фильм «НЕКАКВСЕ» использует метод наблюдения за героями, чтобы показать несколько дней из их жизни. Через монологи героев зритель узнает об их проблемах, вероятно, совершенно чуждых для него. Но один из самых важных аспектов — атмосфера фильма и его темпоритм. Режиссер соблюдает этику по отношению к героям, картина ощущается как безопасная территория для обсуждения, вне агрессии и табуированных тем, а это очень важно для документалистики».
Вообще, все три девушки показаны здесь как отдельные личности со своими переживаниями и радостями, а не как части сообщества. Это позволяет зрителю почувствовать эмпатию как к ним, так и к другим девушкам с алопецией. Боязнь всего необычного притупляется, когда лысая девочка, похожая на инопланетянку, оказывается обычным человеком. Поэтому героини фильма плачут, танцуют, шутят и влюбляются, и их личности не строятся вокруг отсутствия волос. Ксения говорит о влиянии документалистики на общественное мнение: «Через документальное кино возможно узнать больше о том, что казалось далеким и непонятным. И когда уходит подсознательный страх неизвестного, на его место может прийти если не принятие, то хотя бы понимание, так как зритель на короткое время получает опыт погружения в жизнь другого человека. Прорастет ли зерно этой мысли у зрителя, зависит от множества аспектов, но документальное кино может служить одним из инструментов для попытки понимания».
Терапевтическое воздействие «НЕКАКВСЕ» отметили и организаторы фестиваля «Докер», которые определили фильм в программу «Док Терапия». Ксения рассказывает: «На самих показах секции «Док Терапия» особая, бережная к зрителям и участникам атмосфера: организаторы ограничивают фотосъемку, предоставляют возможность безбоязненно говорить на деликатные темы». Более того, после показа у зрителей состоялся очень трогательный разговор с приглашенным психологом и героинями фильма. Например, Арина рассказала, что работа над фильмом помогла ей в принятии себя и научила не бояться быть слабой».

Важнее всего то, что «НЕКАКВСЕ» может помочь с принятием себя и своего тела не только девушкам с алопецией, но и всем остальным. Недаром сама режиссер заявляет: «Это кино для всех, у кого есть какие-либо комплексы». Проникновенно рассказанные истории Арины, Кати и Яны заставляют задуматься о том, как сильно наше общество зависит от стандартов красоты. И если принять всех и каждого невозможно, то стоит начать с малого и полюбить хотя бы себя.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинофестиваль «Докер»