Что-то привычно, что-то как вечное отражение. Поколения как бесконечный ряд зеркал, отражающих друг друга. Эпоха наших бабушек отразится в нас, остается только поверить, чтобы эпоха наших родителей не отразилась в наших детях. И все мы проживаем чью-то смерть в разные отрезки жизни, а похороны своеобразная традиция. Все горюют по близким исключительно своим, семейным, особенным способом. Я малодушно понадеюсь, что никто не горюет так, как герои пьесы Натальи Ворожбит.
В моей семье, к сожалению, так и горевали. К сожалению, потому что привычная в понимании искусства хрестоматия и разбор смерти, как явления в культуре, как этапа в жизни – дано не всем и не для всех. Если бы нас с детства учили, что смерть то, в чем стоит послушать Эпикура, что само явление смерти не имеет никакого к нам отношения, поскольку пока мы живы – смерти еще нет. Исходя из этого, за собой я ощущаю отдельную ответственность говорить честно, несмотря на то, что говорится о таком крайне тяжело.
Вы замечали, как практически вся мифология славянского мира, да и обычаи, тесно связаны со смертью? Сколько вам было лет, когда вы узнали, что Баба-Яга проводила ритуал по проводу в иной мир своим «накормить, напоить, спать уложить»? А что белое свадебное платье – издавна считалось похоронным, так как невеста «умирала» в своей семье и принадлежала семье мужа? Эгоистично позавидую тем, кому повезло этого не знать. Тем не менее, сама смерть – неотрывно следует с нами всю жизнь.