Полудокументальный, полумонологовый, полумузыкальный, полутанцевальный, полностью честный и невыносимый спектакль Алессандры Джунтини No Woman, No Cry в Невидимом театре еще раз напоминает о том, как всем нам одновременно повезло и не повезло родиться женщинами. Создатели пишут о постановке: «Пьесы нет, есть настоящая проблема». И, действительно, это уже не столько драматический театр, сколько социальное исследование в пространстве театральной сцены.
Исследовательский вопрос: что значит быть женщиной? Гипотеза исследования: однозначного ответа нет. Методика исследования: переход от интроспекции к изучению кейсов.
No Woman, No Cry состоит из отрывков бесед между главными и единственными на сцене актрисами Ариной Лыковой и Настей Колесиной, которые то обсуждают, нужно ли брить ноги, чтобы стать феминисткой, то разыгрывают сцены из жизни девушек, что пострадали от окружающего насилия, то поют, то пересказывают классические книжки, где в конце женщины всегда умирают.
Сложно описать происходящее на сцене так, чтобы не скатиться в набор лозунгов. Актрисы говорят о том, что: женщинам небезопасно находиться на улице одним, женщины регулярно страдают от рук насильников и абьюзеров (чаще всего — у себя дома), женщины вынуждены одновременно тянуть на себе быт, воспитание детей и зарабатывание денег, женщины имеют право на сильные эмоции, которые не связаны с менструацией и так далее, и так далее, и так далее. Статистика вперемешку с личными историями отдельно взятых людей заставляет помнить о том, о чем и так невозможно забыть, когда ты женщина — окружающий мир почти невыносимо жесток.
Пока Николай Комягин на фоне фальцетом спрашивает «Что еще за стыд?», Арина и Настя прикладывают лук к глазам и улыбаются, несмотря на катящиеся из глаз слезы. Такова женская доля — останавливать на скаку коня, входить в горящие избы, продолжать двигаться вперед, несмотря на слезы, и всегда улыбаться, даже если иногда это кругом фальшь.
Но несмотря на всю гнетущую неизбежность, No Woman, No Cry исподтишка напоминает — быть женщиной зачастую классно. Классно иметь возможность рожать и тратить почти все время на воспитание детей, но вместе с тем и иметь возможность не рожать и заниматься исключительно саморазвитием. Классно, что феминистки добились права голосовать, права получать высшее образование и даже права выбрать тяжелую профессию, если ты того хочешь. Классно переодеваться из свободной серой водолазки в кукольное свадебное платье с короной, когда ты этого хочешь. Короче говоря, быть женщиной классно, когда тебе не напоминают о твоем эфемерном долге перед обществом, а позволяют управлять собственной жизнью. Но за то и боремся.
Спектакль неуловимо перекликается с «Барби» Греты Гервиг, которая вышла на три года позже постановки — в числе прочего он тоже озвучивает «когнитивный диссонанс, в котором живут женщины при патриархате, и тем самым лишает его силы». Или по крайней мере старается отобрать у этого когнитивного диссонанса право управлять женской жизнью.
При всем при том в отличие от окружающего мира спектакль Невидимого театра от женщин ничего не хочет. У No Woman, No Cry нет цели заставить зрительниц стать феминистками, отказаться от каблуков или бросить своих мужей. Постановка стремится к тому, чтобы подарить всем сидящим в зале чувство общности и понимание, что никто из нас — не од_на. А дальше каждая девочка может разбираться со своей жизнью самостоятельно, ведь ради того все и затевалось.
Хочется, чтобы спектакль закончился надеждой, но No Woman, No Cry заканчивается двумя черными слайдами, на которых написана всего лишь правда. И этот текст закончится тем же.
Если вы пострадали от домашнего насилия, вы можете обратиться в центр «Насилию.нет».
29 декабря 2020 года Минюст РФ признал центр «Насилию.нет» иностранным агентом.