КИНО

Гусиное драмеди

Практическое пособие по эскапизму
Как известно, у российского кинематографа есть два главных врага: комедия и подростки. Большинство российских комедий в лучшем случае не вызывает приступов тошноты — об остроумном юморе здесь нет и речи. В подобных случаях говорят: «Если вы видели один такой фильм, вы видели их все». В последние годы адский конвейер шуток про алкоголь и насилие разбавили новые режиссеры со свежими идеями, и, хотя ситуация начала медленно выправляться, до победы еще далеко. А что же подростки? Обычно их образы построены на представлении о современных подростках людей, которые сами были таковыми, в лучшем случае, лет тридцать назад. После сверхреалистичного изображения школьников от Германики в начале 10-х планка оказалась слишком высоко. Но, опять же, свежая кровь в российском кино дарит надежду на светлое будущее. Режиссер Владимир Котт своим новым фильмом «Обе две» нацелился сразу на обе ахиллесовы пяты отечественного кино, добавил драмы, визуального повествования и получил, в общем-то, неплохой результат.
В «Обе две» комедия это, наверное, самая слабая составляющая. Возможно, потому, что история о девочке-сироте из российской глубинки, которая мечтает о большом кинематографе, — это совсем не смешно. Главная героиня Глаша (Таисья Калинина) носит поддельный септум, бросается цитатами из культовых фильмов и страдает подростковым максимализмом. В одночасье она лишается и бабушки, которая была ее опекуном, и первой любви. Остается одна надежда — уйти от опеки тети Вали (Валентина Мазунина) и уехать к тете Ане (Кристина Асмус) в Москву.

Аня совсем не готова к свалившейся на голову малолетней родственнице. Проблемы с мужем, бесконечные попытки забеременеть, смерть матери — все это доводит героиню до состояния, близкого к депрессии. Ей необходим глоток свежего воздуха, и поэтому она решается отвезти племянницу обратно в село на машине. Так начинается путешествие, которое перевернет жизни обеих девушек. Они научатся следовать за собственным счастьем без оглядки на прошлое. Кстати, именно в сюжетной линии Ани самое яркое визуальное повествование. Например, личностный рост героини показан буквально, через отметки на дверном косяке в начале и в конце фильма.
Если переживания Ани показаны через серость и слезы, то моменты с Глашей почти всегда пестрят яркими картинками и веселой музыкой. Все это тоже является своеобразным способом борьбы с негативными эмоциями. Глаша, как и большинство подростков, склонна к эскапизму и необдуманным поступкам. Когда она среди ночи сбегает с незнакомой компанией на танцы, она на самом деле бежит от бури переживаний, что царит у нее внутри. Эта героиня вообще весь фильм куда-то бежит. Для нее моральный рост в конце проявляется через способность остановиться и посмотреть проблеме в глаза.

Интересно также и то, что Глаша постоянно снимает происходящее на камеру. Это обусловлено ее интересом к кинематографу, но можно предположить, что через объектив ей легче бороться с проблемами. Во все негативные моменты: предательство возлюбленного, поминки бабушки, ссоры, она таким образом отделяет себя от тяжелой реальности, притворяясь, что жизнь — это фильм, а она — всего лишь оператор.
Несмотря на сильную драматическую составляющую, фильм воспринимается легко. Он обернут в приятный цветокор, легкие жизненные юморески и модный саундтрек, поэтому его можно посмотреть в кругу семьи. Единственный минус — среди множества популярных песен на фоне не было ни одной от группы «Обе Две», поэтому смысл названия фильма для меня так и остался загадкой.
Текст: Ирина Адаменко
Фото: Кинопоиск