КИНО
Оффлайн
Дисперсия случайной величины
Сеттинг сериала моментально погружает зрителя в напряженный триллер, где открывающая сцена – презентация и разбор проблемы. Проблема фиксирована: существует некое невидимое приложение для смартфона Be Happy, через которое пользователь может купить наркотики. Наркотрафик и платформы в Даркнете – не некий мифический антагонист, а реально существующая проблема для полиции. Есть и еще более фиксированная проблема – создатель приложения (Никита Ефремов) теряет контроль и доступ к собственной разработке, что приводит к смерти кладмена, массовому деанону пользователей и смертельной игре. Даркнет, деанон, смертельные игры, злые гениальные хакеры и конфликтующие площадки наркоторговли с полицейским расследованием – все это не выглядит, как набор клише, и значимо отличается от дегуманизации продвинутых пользователей интернета.
Все кадры показываются в холодных и теплых тонах, а атмосфера настолько параноидально-напряженная, что «Оффлайн» полностью оправдывает жанр детективного триллера. Издалека подобные тона напоминают «Девушку с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, но лишь издалека – это не калька, переписанная на русский полицейский мотив. Это сравнение здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть гнетущую и неуютную обстановку. Зрителю некомфортно, но в данном случае ему и должно быть некомфортно и в то же время трудно оторваться от происходящего на экране.

Персонажи тоже оживленные и колоритные: хакер Раст, который играет за два (три?) фронта, являясь помощником в расследовании, консультантом по устройству Даркнета, одновременно с этим разработчиком приложения Be Happy и счастливым семьянином. Не могу сказать, что очевидные «палевные» ошибки создателя платформы для продажи наркотиков являются его минусом, в первую очередь, это тревожный, напряженный человек, который распределяет фокус внимания на несколько фронтов одновременно. Это его очеловечивает – он не гениальная машина с продуманными ходами на несколько этапов вперед, а совершающий ошибки молодой человек.
К Анонимусу как антиподу Раста пока нет приложенной характеристики. Визуально это человек, склонный к аскетизму и своему моральному коду, суть которого мы выясним в последующих сериях. Никонов и Лена, как и весь штат полицейских, подвижные фигуры; если Никонов и Лена в этой партии ферзь и королева, то остальные участники процесса динамичные и существующие – им веришь, на них обращаешь внимание.

По первым сериям можно сказать, что мнения будут различные, но я склоняюсь к положительным: проработка таких деталей, как надписи на стенах и фактурные штрихи, создает свою палитру, из которой складывается цельная картина. Она не разбросана на несовпадающие элементы и фигуры, а цельна и визуально архетипична триллеру-детективу.
Повторюсь в сказанном выше: приятно наблюдать, что пользователей интернета, Даркнета, даже потребителей веществ не создают демоническими сущностями, в которых нет ни капли человеческого – это люди со своими проблемами, разнообразными жизненными ситуациями и обстоятельствами, в соответствии с которыми они оказываются в одной большой игре, которую ведет некий Анонимус. Думаю, зрителя ждут неоднократные интересные повороты сюжета, игра на грани лезвия бритвы. На финал пока рано загадывать, но за динамикой и развитием сериала как минимум интересно наблюдать.
Текст: Александра Яковлева