КИНО

Сказка «Огниво» в новом свете

«ЭТО ОН. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАЖЕГ ОГОНЬ, НАШЕЛСЯ»
24 октября на экраны вышел семейный приключенческий блокбастер «Огниво», созданный кинокомпанией СТВ и режиссером Александром Войтинским. Он, будто опытный алхимик, смешал элементы привычной сказки с современными реалиями.

В очередной авантюрный день Иван (Роман Евдокимов) нашел огниво, в котором заперта юная царевна Даша (Антонина Бойко) — дочь царицы Настасьи (Ирина Старшенбаум) и царя Берендея (Алексей Фаддеев). После без пяти минут колдун Лиходей (Виталий Хаев) разлучил царскую семью и стер память у Настасьи, из-за чего в сказочном царстве все пошло наперекосяк.

Вместо классического сюжета сказки осталась только идея с огнивом, исполняющим желания. Вроде бы и интересно видеть, как режиссер переосмысливает сказку, а вроде потеря глубоких смыслов оригинала делает историю поверхностной.
В истории встречаются привычные архетипы, оживающие в сюжетных поворотах: хитрец с добрым сердцем, любовь к приключениям которого появилась раньше него самого. Спутник главного героя — верный друг, который поддерживает всегда и во всем. В их взаимодействии раскрывается ценность совместной борьбы и преодоления препятствий. Злодей — в нашем случае персонаж, вообразивший себя колдуном. И куда ж без хвостика-щенка рядом с отрицательным героем.

Стоит отметить, что игра некоторых актеров на высоте. Особого внимания заслуживает Антонина Бойко, сыгравшая слепую царевну. В ее исполнении Даша не является типичной капризной героиней: актриса передает внутренний мир своего персонажа, формируя сочувствие к нему. Запоминается благодаря этому роль? Запоминается.
Некоторые кастинговые решения привели к дисгармонии между актерами и их персонажами. Попытки актеров вжиться в роли зачастую кажутся натянутыми и неубедительными, что отвлекает от основной линии сюжета. А еще отдельные события в фильме «Огниво» кажутся рваными, так как сменяют друг друга резче пули быстрой. Если бы не динамичные перипетии, то заснула бы уже на середине.

При этом фильм, конечно, радует разнообразием персонажей. Ян Цапник в роли эксцентричного воздухоплавателя и корреспондента Французского географического общества вносит в сюжет яркие ноты. Подземное царство гмуров создает поистине волшебную атмосферу. Механическая лошадь, страдающая от панических атак, передает привет поклонникам льва из «Волшебника изумрудного города», и это на самом деле очень тонкий и остроумный сюжетный ход: подобные персонажи символизируют наши собственные страхи.
Кинематографически «Огниво» выглядит эффектно: яркие костюмы и тщательно продуманные декорации. А вот графика впечатляет. В кавычках. Особенно в сцене с штормом, где в глаза бросается неправдоподобность. Хотя после «Чебурашки» критиком быть перестаешь. За музыку же хочется встать и поклониться.

Финал хоть и кажется немного смазанным, все равно остается трогательным. Ну невозможно остаться равнодушным на моменте, когда Даша вспоминает Ивана, добро снова царствует и впереди только долгая и счастливая жизнь. Сразу возникает желание перечеркнуть свое недовольство и поставить фильму лишний плюс.
Текст: Дарья Корзина
Фото: Кинопоиск