Театр.doc

Что видно в наших окнах?

Фейковый Дмитрий Нагиев, невыдуманные истории и какое отношение имеет современный театр к треш-шоу 00-х
Есть такие спектакли, которые интригуют одним фактом своего существования. И, пока кто-то выдумывает громкие названия с тремя деепричастными оборотами и пятью запятыми, кто-то гремит именем режиссера, а кто-то лопает информационные пузыри, подкидывая под метафорическую дверь идею сходить на конкретно этот спектакль, некоторые просто делают что-то, заставляющее заинтересованно сунуть нос в описание поглубже и удивиться. Потому что правда, ну кому в голову придет сделать спектакль по ток-шоу «Окна» прямиком из 2005 года с канала «СТС»?

Владимиру Комарову и Егору Жирнову. Которые однажды выяснили, что их знакомая никогда не смотрела эту программу и, видимо, решили заполнить внезапно обнаружившийся пробел в образовании у как можно большего количества человек разом. А заодно отдать должное тем, кто трудился над сценариями и для «Окон», и для других подобных передач. Ведь та работа считалась чуть ли не презренной, но позволяла по ночам делать искусство.

Но, прежде чем начать разговор про сам спектакль, нужна предыстория. Шоу «Окна» шло в 2002-2005 годах и было своего рода прародителем позже сменивших его «Большого куша», «Девичьих слез» и легендарного «Пусть говорят». Да и само оно, по словам продюсера Дмитрия Троицкого, было вдохновлено «Шоу Джерри Спрингера», которое изначально позиционировалось как треш и однажды даже возглавило список «Пятидесяти худших телешоу всех времен».
«Окна» же выглядели так, как подобает любой передаче начала нулевых – кислотные декорации, бархатные диваны, заставка, похожая на внебрачного ребенка экселевской таблицы и китайского конструктора «Knights», смех в зале. Ну и легенда всей этой мультивселенной безумия – кудрявый Дмитрий Нагиев в очках, сделанных в лучших традициях ретрофутуризма, и классическом костюме, отлично оттеняющем всю ту эклектику, что творилась на сцене. Можно подумать, что звучит это слишком, но нет, это все отлично вписывалось в контекст времени – безумные 00-е и новая искренность, граничащая с абсолютным китчем.

То, что такие треш-шоу идут по пути сценария с легкой ноткой импровизации и приправой из гротеска, уже давно ни для кого не секрет. Он в другом. Спектакль «Окна» – это симбиоз игрового театра и аудиовербатима, голоса в наушнике, который говорит текст, а актеры его повторяют. И проживают.

К слову, техника аудиовербатима используется Владимиром Комаровым не только в «Окнах». К примеру, в том самом 22-минутном монологе Любы в спектакле «Потудань», который был поставлен на сцене театра Ермоловой в рамках [Проект 1,5] и ввел в замешательство добрую половину зрителей, тоже она. Но если в «Окнах» об этом говорится прямо и честно, то, видимо, в «Потудани» было решено оставить некую недосказанность, плавно перетекающую в озадаченность.

«Этот голос никто не начитывает специально. В наушниках идут реальные выпуски «Окон» и артисты не знают наизусть текст. Только от них зависит, как они смогут импровизировать и отыгрывать героя на сцене» – Владимир Комаров.

И это очень заметно. Актеры порой словно забывают, что произойдет в следующую секунду, и живут на сцене в двух измерениях одновременно – в заданной роли и в качестве зрителя, не ожидающего очередного рокового поворота в судьбе сидящих перед ним людей.
Весь спектакль пронизан странным чувством нереальности происходящего. Это все равно, что читать книгу о знакомых тебе людях в совершенно других ситуациях, чем были на самом деле. Или смотреть постановку по выученной наизусть пьесе Шекспира, но в другом переводе – этакий эффект стерео. Вот идет Дмитрий Нагиев, а может быть, и не Дмитрий Нагиев, а Семен Корнейчук, а может даже, Георгий Токаев, а может быть, ворона, а может быть, лисица. И говорит голосом Нагиева, и выглядит, как Нагиев, но это не он. И студия не совсем как на шоу «Окна», а вроде бы даже знакомая площадка Театра.doc, и за окном не 2002 год. А когда звучит гонг, говорят не зрители из зала, а актеры с такими же наушниками. И все это совершенно очевидно, и в праве зрителя выбирать, принимать ли ему заданные условия игры или нет.

Сам сюжет спектакля одновременно и прост, и в то же время коварен, как это обычно и бывает с подобными вещами. Пять отдельных выпусков, вроде как не сочетающихся между собой, на разные темы, с участниками из разных социальных слоев.

«На сцене есть только пять эпизодов из передачи «Окна»: есть бытовуха, молодежная любовь, и все это переплетается между собой. И мы задались вопросом - можно ли так расставить эти эпизоды в теле спектакля чтобы все они вели к мысли, которая практически вслух произносится в финальной сцене. Но это уже сложно объяснить - нужно смотреть и проверить на себе. А ещё в этой сцене есть настоящая скульптура, но никто на самом деле не знает из чего она сделала. К слову, этот «бюст» специально для спектакля изготовил наш друг - скульптор Марк Есин» – Владимир Комаров.
Ситуации – одна другой абсурдней, но все равно из каждой приходится делать вывод. Любой, начиная от банального «а давайте разговаривать друг с другом не намеками, а человеческими словами, эволюция очень старалась, когда отращивала нам рот» и заканчивая извечным «что есть искусство?». К слову, последний вопрос поставлен если не ребром, то уж точно волнует умы, нервные окончания и рецепторы персонажей. И зрителей заодно.

У спектакля очень простая миссия – быть. Неважно, для чего. Для того, чтобы люди хорошо провели время. Для того, чтобы посмеялись над абсурдными ситуациями, возведенными в абсолют. Для того, чтобы показать, что одни и те же люди способны создавать кардинально разные вещи. Между шоу «Окна» и Театром.doc лежит пропасть, а стоят на мосту над ней одни и те же люди.

«Обычно люди смотрят, допустим, драматический спектакль, чтобы почувствовать… Как правильно сказать? Сейчас я сформулирую, как правильно сказать…Зрители, условно говоря, чувствуют чью-то боль через драматическое произведение и, возможно, разбираются со своей болью или просто пытаются сопереживать. На спектакле «Окна» все-таки задача того, кто приходит - выполнить очень простое действие: хорошо поржать и этим смехом высказать свое уважение людям, которые в свое время делали подобные передачи, но для чего они это делали - мы не знаем. Точнее многие примеры мы знаем - они это делали, для того, чтобы потом заниматься чем-то очень стоящим. И это просто…Походом, на самом деле, просто можно поклониться людям, которые создавали театр.doc. Это просто поклон людям, которые - дело не в компромиссе - находили способы создавать театр в сложное время. А также, своим приходом, вы поддержите тех кто принял эту эстафету», – Владимир Комаров.

Спектакль «Окна», как настоящий современный театр и практически живой организм постоянно меняет не только форму, список сыгранных эпизодов, их порядок и актеров, играющих в нем, но и недавно отрастил себе усы, лапы и хвост, чтобы переползти с площадки DOC на Острове в DOC industrial. А связано это с тем, что любимая многими, включая сам театр, площадка на Острове закрылась. О чем мы крайне сожалеем и желаем Театру.doc поскорее найти свой новый дом с высокими потолками, огромной меловой доской и крайне притягательным кофейным автоматом.
Текст: Марго Сабилло
Говорила: Алевтина Сорокина
Фото: Карабанова Алёна