Оксана барковская

«Я не претендую на артхаусную высокохудожественность, но правдивость и документальность для меня обязательны»

В онлайн-кинотеатре Start вышли первые эпизоды заключительного, четвертого сезона сериала «Новенькие». Перед премьерой Катя Загвоздкина поговорила с его создательницей Оксаной Барковской о том, как наладить отношения с внутренним ребёнком, кого в «Новеньких» сыграла Кира Медведева, как изменился персонаж Глеба Калюжного и почему на четвертом сезоне история героев сериала не заканчивается.
— Четвертый сезон «Новеньких» будет финальным?
— Вы не представляете, какое сумасшедшее количество писем от поклонников сериала я получила, когда мы объявили, что четвертый сезон «Новеньких» будет финальным! Мне писали: Умоляю, снимите продолжение, как мы будем жить без Сони и Макса? Так вот, отвечаю всем: спокойно, никто не будет жить без Сони и Макса! Четвертый сезон действительно финальный для части героев — я их полностью раскрыла, мне больше нечего о них рассказать и придется с ними попрощаться. Но сейчас мы готовим спин-офф сериала, об этом будет официально объявлено в сентябре. В нем будет и Глеб, и Аня, и ... не буду говорить, кто еще, чтобы не спойлерить! А посвящен этот сезон будет новой героине Владе, которую сыграет победительница шоу «Пацанки» Кира Медведева.
— У каждого сезона была сквозная тема. У первого — буллинг, у второго — абьюз. У четвертого сезона есть такая главная тема?
— Конечно! Если мы говорим о социальной истории, это детские травмы. Все люди без исключения, 100% взрослого населения Земли, живут с ними. А если мы про детективную интригу, то четвертый сезон строится вокруг пропажи человека. Снова, как и в первом сезоне, пропадает Макс Плетнев. Но если раньше это был ученик десятого «Б», то в новом сезоне пропадает Макс Плетнев-младший, сын главного героя. Таким образом мы закольцевали эту историю.
— Новый сезон «Новеньких» вышел с подзаголовком «Бунт против взрослых». Что это значит?
— Мы говорим о бунте внутреннего ребенка, который сидит в каждом человеке, против взрослого мира и самого себя взрослого. Очень часто мы не можем жить нормальной жизнью, развиваться из-за нерешенных проблем с нашим внутренним ребенком. Поясню на примере одной из моих любимых героинь, Насти Батут (Екатерина Абразакова). Настя — персонаж неприятный, она противная, самодовольная, гламурная. Но почему она стала такой, почему так себя ведет, пытается увести из семьи человека, у которого двое детей? Как выясняется в новом сезоне, когда Настя была ребенком, девочка пережила насилие от одного из отчимов. Это страшная травма, с которой живут, к сожалению, многие девочки. Настя в новом сезоне проговаривает, что с ней произошло, и после этого понимает, как ей двигаться дальше. Нужно договориться со своим внутренним ребенком, успокоить и пожалеть его, и сказать себе правду о том, что было в детстве. Только после этого можно идти вперед.
— Но в четвертом сезоне ваши герои уже довольно взрослые люди. Они принимают очень серьёзные решения — женятся, заводят детей.
— Речь как раз о том, что герои начали строить взрослые отношения, еще будучи детьми. Макс и Соня сразу после школы решили пожениться. Но это двое детей, которые поженились и родили еще одного такого же ребенка, не понимая, какая ответственность ложится на их плечи. Это история про то, что дети принимают взрослые решения, совершают взрослые ошибки, не до конца осознавая, что это уже не игра. За то, что ты сделал, тебя уже не поставят в угол, не отругают мама или директор школы, но тебе придется самому нести ответственность за то, что ты сделал.
— Первый сезон был отчасти основан на реальных событиях. Четвертый сезон тоже вдохновлен произошедших в действительности историей?
— Я в анамнезе документалист, все мои проекты сняты на основе реальных историй. Я вывела для себя такую формулу: я по сути снимаю документальное кино, но перевожу его на язык художественного. С этим связаны и стилистические особенности моих сериалов: я не претендую на артхаусную высокохудожественность, но правдивость и документальность для меня обязательны. В основе абсолютно всех историй, над которых мы работаем – это не только «Новенькие», но и музыкальная драма «Плакса», который мы сделали с Сережей Жуковым, и история под названием «Песок», которую я сейчас пишу с Григорием Васильевым — реальные события. Мы ничего не придумываем, ничего не высасываем из пальца. Поэтому мои герои и кажутся настолько реальными, живыми.
— Какие события легли в основу нового сезона «Новеньких»?
— Это достаточно нашумевшая история, но если я расскажу, где она произошла, как зовут ее участников, боюсь, меня опять обвинят в спекуляции на реальном горе. Так уже было после выхода первого сезона.
Но у нас в сериале несколько героев, и его сценарий — это не одна история, а компиляция из нескольких. Иногда их мне присылают поклонники сериала. Я пишу у себя в соцсетях: «Ребят, если вам есть, что рассказать, рассказывайте! Я обещаю, что если ваша история действительно может зацепить большое количество людей, помочь им, мы обязательно расскажем ее в сериале». В третье и четвертом сезоне «Новеньких» много эпизодов, которые вдохновлены рассказами, которые мне присылали фанаты.
— Сериал создан при поддержке Института развития интернета (ИРИ). Это от них исходил запрос, чтобы сериал был на условно социально значимую тему?
— Нет, такого запроса не было. Мы придумали этот проект задолго до того, как появился ИРИ. А потом, когда произошло несколько громких историй, связанных с буллингом в школах, основательно переписали сценарий, чтобы рассказать в нем об этой проблеме. И после этого получили грант на первого «Новенького».
Все, о чем я рассказываю, действительно волнует меня с человеческой точки зрения. Для меня очень важно, что у этого проекта есть мощный социальный аспект. После первого «Новенького» по всей стране стали создаваться антибуллинговые клубы, дети сами объединялись в кружки в школах и так боролись с травлей - иногда им проще рассказать какие-то вещи друг другу, чем обратиться к взрослым.
После второго сезона про абьюз мы тоже получили огромный фидбэк. Вы просто не представляете, какое количество детей подвергается абьюзу — со стороны взрослых, учителей, родителей, со стороны других детей. Это и эмоциональное, и физическое насилие. И сколько детей после выхода нашего проекта решили обратиться к психологам, в какие-то социальные службы. Может быть, кому-то это спасло жизнь. Наверное, то, что сериал обладает таким терапевтическими качествами - это самое важное для меня!
— Вы работаете над сценарием вместе с психологами?
— Да, когда мы пишем сценарий, мы очень много времени уделяем работе с психологами. Я как автор сериала обозначаю проблему, а потом мы вместе ищем пути ее решения — советуемся с психологами, как рассказать историю, чтобы она могла быть полезна мальчику или девочке, которые смотрят наш сериал.
Кстати, когда шли съемки последнего сезона «Новеньких», я получила письмо от детского и подросткового психолога Екатерины Кес. Она написала, что когда к ней обращаются родители подростков, она советует им сначала посмотреть «Новенького» и определить, какая проблема у них и их ребенка. Мне очень приятно, что наш сериал, оказывается, находится внутри подростковый психотерапии, его смотрят родители в лечебных целях, так сказать.
— Вы сказали, что в новом сезоне «Новеньких» снялась Кира Медведева из шоу «Пацанки». Почему вы решили пригласить ее в проект?
— Я выбрала Киру Медведеву не просто потому, что мне нужно было поднять хайп. Все началось с того, что моя дочь практически заставила меня посмотреть шоу «Пацанки». Она мне сказала: Мам, посмотри, это может быть тебе интересно. И я просто продиралась через две первые серии, мат, драки, и вообще не понимала, зачем я этим занимаюсь. А потом, когда я увидела, как Кира трансформируются, как эта девчонка работает над собой, я поняла, что нам надо вместе с ней что-то сделать.
На тот момент сценарий «Новеньких» уже был написан. Мне была нужна хулиганистая девочка для камео, и я решила пригласить Киру. Но когда я с ней познакомилась, она рассказала мне свою подлинную историю – а она, конечно, сложнее, чем то, что зрителям показали в шоу, - я увидела, что у нее невероятная органика. На экране она настолько же искренняя, настоящая, как и Глеб Калюжный, который тоже начинал как непрофессиональный актер. Как и Глеб, она все пропускает через себя. И она настолько классно играет, что мы сели с моим соавтором Ириной, перелопатили весь сценарий и написали для Киры полноценную роль. Я надеюсь, что, когда зрители посмотрят наш сериал, они оценят, насколько Кира талантливая актриса.
— Как персонаж Киры связан со старыми героями сериала?
— Не могу рассказать об этом! В сериале мы это не раскрываем, держим интригу до самого конца, до восьмой серии, и это был бы спойлер. Могу только сказать, что героиня Киры — очень сильная личность, вокруг нее закручиваются события, и благодаря этому раскрывается как ее героиня Влада, так и другие персонажи.
Кстати, в сериале мы всячески уходим от образа пацанки. Влада — это девочка, которая приехала в Москву в драных штанах, покорила ее и вернулась в свой город, так сказать, на белом коне, звездой.
— Фанаты уже отреагировали на то, что в новом сезоне снимается Кира?
— Когда появилась информация, что в наш проект пришла Кира, просмотры сериала невероятно начали расти, на Youtube они перевалили за полтора-два миллиона в неделю, мы сами даже не ожидали таких показателей!
У сериала вообще очень серьезная фанатская поддержка. За четыре года, что он идет, многие стали относиться к нему как к такому реалити-шоу, к его героям — как к реально живущим людям. Мне иногда пишут, например: вы эту Соню, пожалуйста, уберите, ну как можно вот так себя вести, возьмите вместо нее другого какого-нибудь нормального героя.
У нас в сериале нет хороших и плохих героев — все такие, какие они есть. Все как в жизни — сегодня с одним человеком мы хорошие, а завтра с этим же человеком можем себя иначе вести. Эта особенность, что у нас нет ярко выраженного антагониста или исключительно положительного героя, как раз очень нравится нашим зрителям, позволяем им ассоциировать себя с героями.
Кстати, Макс Плетнев из парня, который мог скатиться в плохого героя, все-таки в конце сериала стал хорошим человеком. Так что своим Максом Плетневым я горжусь точно так же, как и Глебом Калюжным (смеется).
— Глеб Калюжный снимался во всех четырёх сезонах сериала, вы работали с ним почти четыре года..
— Я расскажу вам небольшую историю. Глеб вообще-то не должен был играть Макса. Когда он пришел на кастинг, мы уже утвердили актера на главную роль, этот мальчик в итоге сыграл у нас в сериале другого героя. И Глеб по-честному выиграл кастинг. И в первом сезоне мы по ходу съемок меняли реплики, характер героя, чтоб подстроить его под Глеба, его внутреннюю органику.
Глеб часто говорит, что я его киномама (улыбается). Он достался мне совсем молодым, это был не тот Калюжный, что сейчас, востребованный актер, который снялся в тридцати с лишним проектах. И за три года мы вместе поработали над пятью проектами.
Я с большим удовольствием смотрю, как он растет и профессионально, и по-человечески, как он много работает над собой. Глеб — талантливый парень и он знает об этом, но кроме этого, он очень старается, действительно выкладывается, когда работает над каждой ролью,— нет такого, что он прочитал сценарий перед выходом на площадку и пошел сниматься.
Я совершенно искренне считаю, что он один из лучших актёров своего поколения. И мне очень интересно посмотреть на него через 10 лет, каких он будет играть персонажей.
— То, что за четыре года работы над сериалом Глеб сильно повзрослел, повлияло на его героя в «Новеньких»?
— Глеб во многом похож на Макса Плетнёва, и, конечно же, я меняла героя, подстраивалась под растущего Глеба. Когда мы снимали второй сезон, у Глеба случилась личная драма, он очень остро ее переживал. И я ему как старший товарищ тогда говорила: через год мы с тобой будем вспоминать об этом, и ты будешь смеяться. Прошел год, мы с Глебом снова были на съемках. И я написала его герою монолог и включила в него те слова, которые Глеб говорил мне год назад. И Глеб произнес монолог, а потом повернулся и сказал прямо в камеру: Ну, все сдала, все, что я тебе говорил, и написала! (смеется).
— Вы не только режиссер «Новеньких», но и сценарист, и продюсер сериала. Вам не было грустно расставаться с ним после четырех сезонов?
— Не было грустно, потому что, во-первых, каждый мой проект – это мое детище. Сейчас мы работаем над сериалом «Песок», там тоже будут Глеб Калюжный и Анар, кроме того, к его касту присоединится большая русская актриса Ирина Горбачева. А во-вторых, «Новенькие» – это целая вселенная. Представляете, в школьных театрах ставят спектакли по нашему сериалу – мне время от времени присылают афиши таких постановок. Я конечно же, в таких ситуациях не говорю, что вообще-то это авторская история, есть права — пусть ставят, я только этому рада.
Эта вселенная и дальше будет расширяться: сейчас мы делаем спин-офф про героиню Киры Медведевой, но, поверьте, и с другими персонажами «Новеньких» я не расстаюсь. Вполне возможно, что однажды мы отдельно расскажем историю той же Верки, которую сыграла Лиза Запорожец - мне очень интересно посмотреть, что с ней станет через год, через два. Может быть, мы вернемся к арке Пети Василевского, которого играет Иван Рысин — очень талантливый драматический актер, мне тоже интересно, как будет складываться его актерская судьба. Я пока не прощаюсь с этим проектом.
Текст: онлайн-кинотеатр Start
Фото: онлайн-кинотеатр Start