театр на Таганке
Онегин
История о любви. И той, которой все возрасты покорны, и той, за которую не страшно умереть
Мюзикл «Онегин» в театре на Таганке идет меньше года – премьера состоялась 16 декабря 2021 года. Знакомый роман в стихах играет новыми красками, будучи перенесенным за океан и обратно. Многослойный и необычный мюзикл способен задеть за живое, хотя, казалось бы, все начиналось так легко…
«Пушкин – величайший русский поэт и отличный любовник!» – на сцене компания молодых актеров читает «Онегина» и рассуждает о любви, а также приглашает поучаствовать в обсуждении и зрителей. Один спросит о вечном, другой предложит (в шутку) встретиться после спектакля. Они будто в самом деле бродячие артисты, путешествующие на своем автобусе. «На четвертую стену не хватило денег», – объяснит актер-Ленский, обращаясь в зал. Впрочем, на автобус денег хватило. Занимая большую часть сцены, он и играет тройку, на которой приедет Онегин, и служит частью дома Лариных, к концу действия преображаясь то в мостовую Петербурга, то в лестницу в небо.
«Онегин» будто находится вне времени – он не историчен и не привязан к конкретным годам, но это не вызывает диссонанса. И все же у каждого пласта свой стиль – это современные толстовки у артистов и бохо-шик персонажей, среди которых яркой фигурой выделяется модник-Онегин. Один за другим оживают персонажи, нам представляют музыкантов, и действие окончательно переносится на страницы книги. Вот Ленский приглашает Онегина в гости к Лариным, а вот он уже проникновенно поет о любви к Ольге и в забавной сценке предлагает ей выйти за него замуж. А вот уже Татьяна поет о своих чувствах к Онегину. Но она не сидит скромно над листом бумаги – она берет в руки гитару, и сильный голос разносится по залу, передавая душевные метания юной влюбленной девушки.
Именины приближают нас к кульминации первого акта вместе с неумолимым роком, который, кажется, повис над героями бессмертного романа. Даже веселая песня мсье Трикье лишь ненадолго смягчает обстановку.

«Перчатка. Смыть оскорбление. Дуэль!» Несмотря на то что зритель знает исход дуэли, в его сердце способна поселиться смутная надежда. Но для этой истории Ленский слишком благороден и предан своим идеалам.

Еще одной не самой привычной для зрителя вещью станет антракт, во время которого всех попросят покинуть зал. И неудивительно – сцену и зрителя не разделяет занавес, и это отсутствие видимой границы накладывает свои ограничения.
Весь второй акт – история о любви. И той, которой все возрасты покорны, и той, за которую не страшно умереть. Дуэль – тоже необычная – своего рода гонки. «За любовь!» – уходя произносит Ленский, как бы подводя черту и задавая настроение всему второму акту. Здесь нет ярких красок, легкости и веселья, присущих первому акту. Благодаря свету кажется, будто над сценой сгустились тучи. Костюмы героев тоже меняются – они все в белом, в строгих костюмах и платьях.

Меняется и сам Онегин – он больше не центр всеобщего внимания, и все отворачиваются от него, кроме одного человека. Он влюбляется снова, влюбляется в ту женщину, которой стала та наивная Татьяна. Она даже говорит сначала с высоты огромной лестницы, которая только усиливает эффект огромного расстояния между ней и Онегиным. У нее – другая жизнь и социальный статус, все прошло, и речи быть не может о том, чтобы это изменить.


Теперь уже Онегин перед ней как влюбленный мальчишка. Даже голос его меняется, становясь выше и будто бы светлее с каждой новой сценой. Они словно поменялись местами, вернувшись в прошлое, и Онегин – теперь – хочет быть с ней. Но «жаль, слишком поздно», – отвечает на его чувства Татьяна, и мы видим, с каким трудом дается ей этот ответ. Хэппи-энд в этой истории невозможен.
Текст: Олеся Лисенко