практика

Ярко-красное STOP

Когда все остановится, правда все равно догонит
Театр «Практика» наконец-то вернулся в свое привычное пространство в Большом Козихинском переулке. Возвращение было отмечено рядом премьер, одной из которых стал спектакль Игоря Теплова «Остановка».

Сюжет опирается на одноименную пьесу Германа Грекова, прочитанную на фестивале современной драматургии «Любимовка» в 2020 году. Виктор (Антон Феоктистов) – успешный по современным меркам человек. У него есть свой развивающийся бизнес, верная спутница жизни Наташа (Дарья Калмыкова), лучший друг Марк (Роман Маякин), который был рядом с самого начала. Казалось бы, что тут может пойти не так?
Одним вечером, возвращаясь с женой со дня рождения Марка, Виктор вдруг останавливает машину возле автобусной остановки, выходит на ней, садится… и в этот момент окружающий мир его теряет. Родственники и друзья ломают голову: что же произошло? Депрессия? Усталость? Внезапное просветление? Жена Марка, Ирина (Анна Бегунова), например, своей женской интуицией чувствует, что дело кроется в измене Наташи, поэтому пытается вывести подругу на чистую воду. А Наташа уверена, что ее муж просто сошел с ума. И вот так, ниточка за ниточкой, это дело о новом городском сумасшедшем начинает вовлекать все больше и больше людей, превращаясь в настоящий детектив, разгадку которого невозможно предположить до самого конца.

В описании спектакля есть слово «мокьюментари-драма». Помните немного странные передачи на федеральных каналах по типу, где сначала идет очень плохо сыгранная сцена, а потом герои в формате интервью рассказывают свои впечатления от сцены или как-то разъясняют события, а еще внизу там подписи «Инна, 45 лет, не понимает, что происходит»? Так вот, «Остановка» чем-то напоминает эти самые передачи, только история, правда, интересная и актеры хорошие. Непосредственно вовлеченные персонажи искренне рассказывают зрителю все, что они думают о происходящем, иногда их рассказы прерывают «видеосвидетельства» других участников событий, которые проецируются на небольшое возвышение посреди сцены. Таким образом, никакая правда не может быть скрыта от зрителя: если ее не сказал персонаж на сцене, ее скажет человек в видео, и вот складывается вся картинка. Да и зачем скрывать правду, если от нее все равно не убежать, она вместе со своей извечной подругой кармой все равно настигнет.
Спектакль упрямо ведет зрителя к мысли, что своя остановка в бесконечной суете, когда надо будет оглянуться назад и понять, что все, что ты там наворотил, откликнется тебе в будущем, когда-нибудь наступит у каждого в жизни. Будет ли она болезненным осознанием, неудачной шуткой, последним шансом на спасение или отправной точкой к просветлению, зависит уже от прожитой жизни.

В сценографии спектакля нет ничего, что отвлекало бы от сюжета и от заложенной в нем философии. В центре – белое возвышение-экран, на котором, собственно, проецируются интервью, на нем стоит скамейка – остановка. Чтобы точно было понятно, что это остановка, сзади видно огромные буквы STOP. По периметру пространства сцены стоят еще несколько кубов и неоновые светильники, напоминающие световые мечи из «Звездных войн». Они, кстати, и светят тоже так – то синим, то красным.
Собственно, вот эти светильники и периодически горящая ярко-красным цветом надпись и есть все краски в спектакле. В остальном же он монохромен. Стерильно-белое пространство, такая же белая одежда на героях, ничем не показывающая их внутренние характеристики, черно-белые видео. Все – документальная, хладнокровная фиксация истории про ложь, правду и их последствия. Такой минимализм будто бы выталкивает сюжет наружу, не позволяя ни единой подробности затеряться, как могло бы случиться, если бы зритель рассматривал пышные декорации или интересные детали на костюмах актеров.

«Остановка» – это спектакль, который обманывает ожидания. Бытовая драма оборачивается изящным непредсказуемым детективом, которому неожиданно подходит формат телевизионных передач не самой высшей категории. И при этом постановка не становится какой-то тонкой пародией на докудраму, а является собственно докудрамой, причем хорошим образцом этого жанра.
Текст: Ксения Сластен
Фото: Женя Потах