Театр Эстрады им. Аркадия Райкина
Постный винегрет из Островского
Остается лишь винегрет из «Импровизации» и «Кривого зеркала» под вывеской Островского. Выходит, посмеялись и забыли?
ПРАЗДНИЧНЫЙ СОН — В ДРУГОЙ ВСЕЛЕННОЙ
Видя бесконечное множество воплощений пьес Островского на сцене и в кино, так и хочется сказать: «Александр Николаевич, вы – просто космос!». Какое бы ни было это воплощение, гениальность, простота и тонкость оригинального текста все равно будет поддерживать интерес до самого конца второго акта. К тому же великий драматург родился в самый космический день – 12 апреля, что и позволило Театру Эстрады использовать эти ассоциации в новой постановке «Вселенная Островского». Спектакль больше напоминает творческий вечер с «живым классиком» в образе художественного руководителя театра Юрия Гальцева во главе, словно сошедшего с картины Василия Перова.
КАРТИНЫ НЕВНЯТНОЙ ЖИЗНИ
Видеоинсталляции сообщают зрителю название пьесы, сценка или краткое изложение которой будет разыгрываться на сцене, а в интерлюдии сам Островский разговаривает с залом мыслями из дневников и поет песни на тему следующей сцены. Казалось бы, красивая концепция, но в реальности вся эта мозаика из читок, концертных перфомансов, юмористических импровизаций и обозначений названий как в презентации на последнем звонке слишком хаотична для восприятия. Да и смена стилей исполнения (каждая из сцен показана в духе эпохи от чопорного XIX века до гламурной реальности вроде сериала «Содержанки») только рассеивает внимание и под конец первого акта остается лишь лихорадочно вспоминать, есть ли в буфете что-то покрепче шампанского.
ЗВЕЗДНЫЙ ДРУГ НЕ ЛУЧШЕ СТАРЫХ ДВУХ
Безусловно, стилевые решения при всей хаотичности и мешанине можно назвать и достоинством спектакля. Ведь где еще увидишь «Грозу» в антураже советского авангарда и «Свата Фадеича» с атмосферой балабановских «Жмурок» или «Бригады» Сидорова (и тут Космос, какие совпадения!). При всем обилии собранных пьес (всего показаны шесть миниатюрных постановок), запоминаются своей законченностью и яркостью идеи лишь эти две, во многом благодаря актерским работам Андрея Зиброва, Романа Виноградова и Алены Кухоткиной. «Гроза» и «Сват Фадеич» вполне бы могли стать популярными постановками отдельно от «Вселенной», но пока им суждено остаться частью фарса.
ЗА ЧЕМ ПОЙДЕШЬ, ТО И НАЙДЕШЬ?
Есть актеры, а есть звезды, на которых идут вне зависимости от качества мероприятия. Здесь именно такой случай, ведь на сцене два комика очень разных поколений – Юрий Гальцев и Арсений Попов. Кажется, что именно долгое пребывание в исключительно юмористическом амплуа мешает раскрыться последнему как серьезному драматическому актеру, и в результате мы получаем лишь попытку (вполне достойную для столь длительного перерыва) показать что-то свежее и новое в артистическом плане. Его Бальзаминов, Борис и Вакула – все те же Арсении Поповы из «Импровизации» в разных костюмах, им не хватает отличительной изюминки, глубины. Это, конечно, все еще смешно, но и немного грустно от того, что растворения в персонаже не происходит. Остается лишь винегрет из «Импровизации» и «Кривого зеркала» под вывеской Островского. Выходит, посмеялись и забыли?
Автор: Ника Маккена
Фото: Мария Ежова, предоставлены пресс-службой театра