театр Маяковского

Неоплаченное прошлое

Как забыть то, что постоянно настигает?
А вы знали, что скворцы, когда перемещаются на зимовку в стае, все равно осознают себя, как отдельную птицу? Они могут отбиться от стаи из-за своего индивидуализма, а потом вернуться в нее снова. Драматург Майя Арад Ясур подумала, что израильтяне ведут себя совсем как скворцы: они отделяются от стаи, разлетаются по всей Европе, но чувство принадлежности к «стае» их никогда не покидает — хотя бы потому, что многие евреи сталкиваются с одинаковыми проблемами. Например, неподъемные счета, которые сваливаются спустя десятки лет как снег на голову.
Режиссер Ирина Васильева ставит на сцене историю талантливой скрипачки, которая живет себе спокойно в самом центре Амстердама в красивой квартире с видом на канал. Пятеро артистов — сама героиня и ее четыре, назовем их, голоса в голове. Вот героиня пишет новый концерт для скрипки, вот общается с неприветливым соседом на ломаном голландском, вот получает странный счет… С получением этой бумажки действие начинает выстраиваться в запутанный лабиринт. Обратимся к истории: в 2012 году было обнародовано, что, когда евреи, пережившие лагеря, вернулись в свои дома в Амстердаме, им от городской администрации пришли огромные счета за коммунальные услуги за тот период, когда жильцы не находились по месту проживания. То есть евреи должны были заплатить за газ, которым пользовались нацисты, проживающие в их доме. И вот такой счет получила героиня. Она намерена его оплатить — почему нет, столько же времени прошло. Под аккомпанемент роя мыслей в своей голове, который озвучивают другие актеры, она поднимается к угрюмому соседу сверху. Он на ее решение реагирует странно и даже враждебно. Кто же он такой?
С этого момента история снова делает очередной резкий поворот и превращается в детектив. Актеры примеряют на себя четыре образа героев той истории, что произошла тогда, в 1944. Версии, кем могла быть хозяйка дома, которая не оплачивала счет, меняются, переплетаются, распадаются и в итоге превращается в стройное повествование о жуткой истории, где есть место храбрости, любви, предательству и сожалениям. Прошлое откликается в настоящем, тем самым помогая главной героине найти свое место в «стае скворцов».

Для такой запутанной истории нужна затейливая сценография, чтобы все было понятно. На сцене стоят четыре куба, которые образовывают подиум. Но эти кубы также и место, куда можно спрятаться, совсем как стены в европейских домах, где члены Сопротивления прятали евреев. Еще в этих кубах можно спрятать вещи — они как будто чемоданы, которые всегда наготове на случай облавы. А можно на этих кубах гордо возвышаться, выделяя того или иного персонажа истории. Собственно, кроме кубов на сцене нет ничего, но ничего больше и не нужно: они выполняют все необходимые для истории спектакля функции, не нагружая и без того напряженный мозг зрителя, который пытается выйти из лабиринта.
Отдельно хочется отметить музыку в спектакле. Композитором выступила актриса этого же спектакля Арина Назарова. Музыкальное сопровождение в «Парадоксе скворца» — отдельный соучастник представления, который задает тон происходящему на сцене. Когда нужно, звук напоминает струну скрипки, которая вот-вот треснет, или переливы песни скворца, а иногда музыка подчеркивает хаос, происходящий в голове у героини.

Постановка «Парадокс скворца» резонирует с многими неприятными темами в нашем обществе, о которых, тем не менее, можно и нужно говорить. В том числе, на языке театра.
Текст: Ксения Сластен
Фото: театр Маяковского