театр имени Евгения Вахтангова

КОГДА СОБАКУ ХОТЯТ УБИТЬ, ГОВОРЯТ, ЧТО ОНА БЕШЕНАЯ

Правда ли ты – тиран, или кто-то так захотел?
Любой театр, даже любящий классику так же горячо и сильно, как Вахтанговский, ищет произведения, которые еще не размыты сценической историей, к которым обращались редко или не обращались вовсе, которые могут выступить для постановщиков новой пачкой глины, мягким, податливым материалом, потенциал которого ограничен только твоей фантазией. Не всегда эта новая пачка глины оказывается удачным выбором, – «масса» драматурга могла застыть до того, как за нее взялись театралы, или же «масса» могла оказаться прекрасно удобной для гончарной работы, но ей нужен «обжиг», недоступный человеку, обжиг временем. Для премьеры на Новой сцене театра имени Вахтангова режиссер Наталья Ковалева взялась за материал исторический и с точки зрения сюжета, и с театральной перспективы, но уже готовый к полировке и показу зрителям. «Павел I» рассказывает о судьбе императора, образ которого закрепился в статусе мифа, однако открытого для глубокого изучения, для возможного развенчания этого мифа.
Первоосновой спектакля послужила пьеса Дмитрия Мережковского, который, как и большинство наших соотечественников, воспринимал Павла Петровича как тирана, самодура и прочих нелестных личностей. К счастью, ни режиссера, ни исполнителя заглавной роли такой однобокий, закостенелый взгляд не интересовал. Для них большим вдохновением стало отождествление императора с парадоксально революционным (наперекор контрреволюционной политике Павла) персонажем. Его называют «русским Гамлетом». Шекспир ввел новый архетип, нового героя, не лишенного благородства и рыцарских замашек, но очеловеченного, небезгрешного. Остро воспринимающего справедливость и страдающего от неспособности ее восславить. Ценящего добро, но не верящего в его существования без кулаков. Это поэтический герой, тонкий. Сложный. Тут и подключилась пьеса важной для Вахтанговского театра фигуры. Евгений Симонов написал и поставил пьесу «Смерть Павла I», из нее Наталья Ковалева позаимствовала стихотворные тексты, которыми звучат уместные для них сцены. Также благодаря «Гамлету» в спектакле появился призрак Екатерины II. Ни шекспировский, ни русский герой не могут быть поняты в одиночку, без родительской тени за спиной. Для Павла эта тень стояла не только за его спиной, но и за спиной всей страны.
Спектакль, как и сама жизнь человека, начинается со спора сына и матери. В отношениях с матерью у императора разлад, абсолютный и непреодолимый. Он не знал материнской любви, ее любви, она не видела в нем сына, только разочарование. Он упраздняет то, что вводила она. Он жаждет вернуть тех, кого не принимали при ней. Их объединяет только страна, к которой оба относятся по-разному. Павла посещают предсмертные видения, частью которых и стала Екатерина, зовущая своего наследника с собой. Сцены с Екатериной долгожданны, и даже не из-за самого образа императрицы, – а у Ирины Дымченко он получился величавым и авторитарным, поистине имперским, – именно в разговорах с призраком прошлого раскрывается настоящий Павел. Павел, которого понял, полюбил и филигранно воплотил на сцене заслуженный артист России Александр Олешко. Это не сумасшедший деспот, которым видят его окружающие, а человек самодостаточный, рассудительный, которого всем окружающим нужно было свести с ума.
Перед зрителями предстает не просто светский круг, это царский двор. Здесь не разбрасываются словами, здесь не стремятся сыскать славу цвета общества, не мечтают элитарным романтизмом. Здесь плетут интриги, здесь предают и наживаются, здесь каждую фразу выверяют по линейке, прежде чем озвучить. Здесь заботятся о счастье самих себя и больше ни о ком. Трагической ошибкой Павла было попытаться подумать о других. Так родились здравые мысли; одно жаль – родились они в обезумевшей голове. Получилось, что обезумел он от коррупции, от жадности и двуличности людей, которым доверял. Он хотел решить проблему кнутом, но и проблему не решил, и врагов нажил. Придворным не нужно, чтобы их притесняли, чтобы обременяли праздный образ жизни, плотно за ними закрепившийся в последней четверти восемнадцатого века. Им не нужен Павел, а «когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная».
Важная роль уделена сыну Павла. Или внуку Екатерины, что в их случае описывает героя точнее. Александр Павлович тесно общается с графом Паленом, главным заговорщиком. Он видит настроения общественности. Он знает обо всех планах. Он ничего с этим не делает, а во многом и поддерживает их. Первенец императора не похож на человека, при котором будут повержены французы, но похож на человека, которого до конца его дней будет мучать совесть. Почитывать Вольтера на досуге горазды все, но что это в сравнении с происходящим здесь и сейчас? Ведь придворные совершают только цареубийство. Он убивает отца. Примечательно, Юрий Поляк, первый состав Александра, также играет и центрального героя во втором составе. В дни премьерных показов не найти Павла I в исполнении молодого актера, но увидеть это в будущем будет интересно!
Наталья Ковалева хорошо известна Вахтанговскому театру. Она выпустила одни из самых ярких постановок репертуара. Это и проникновенный «Наш класс», и сказочный «Очарованный странник», и зажигательное «Танго между строк», и душевное «Материнское поле». Она выбирает нелегкие, редкие для отечественной сцены произведения. В центре спектакля всегда стоит человек. Человечность режиссер изучает прибегая к различным методам, поэтому во всех ее спектаклях есть элементы и пластичные, и музыкальные, и исконно драматические. Зачастую мы связываем эти элементы с определенными персонажами, для которых их существование в системе стало языком, средством общения. Легкомыслие проявляется в пристрастии к пантомиме, девичья невинность – в летящей походке, грузность – в нагнетающих партиях на клавикордах.
Поддерживает тон спектакля сценография. Однотонная, дымчатая, сумрачная. А костюмы, военная форма конца восемнадцатого века и платья ампир, выполнены из роскошных, расшитых и инкрустированных тканей крайне несвойственных тому веку цветов. Офицеры на сцене не носят красные, яркие, как ягоды рябины в снежный день, мундиры, молодые девушки не посещают балы в светлых, пастельных одеяниях. Костюмы темные, сероватые. В них есть что-то пиратское. Что-то строгое, но вместе с тем приверженное романтизму, что-то парадное и легендарное одновременно.

Чтобы насладиться «Павлом I», нужно уважать и любить целиком и полностью исторические спектакли. Действие не разбавлено актуальными подтемами, сиюминутными новостями и многозначительными паузами а-ля ремарка про современность. Нам рассказывают о Павле I, нас убеждают пересмотреть свое отношение к этой личности, нас просят прочитать про то, что нам запомнилось уже давно, просят научиться думать самим и сопереживать самим. Решать за себя, где справедливость и где несправедливость. Мыслить, а не слушать указания окружающих.
Текст: Аврора Акопян
Фото: Роман Астахов