театр Фоменко

Тени на стене пещеры

Жить по-старому уже нельзя, а как иначе еще не ясно
Спектакль «Пещерные мамы» начинается с видеоряда: кадры из фильма «Чистый четверг» Александра Расторгуева, полотно с распятым Христом и документальная съемка суда над террористом Нурпаши Кулаевым. Связующей нитью этой мозаики, которую создают видеохудожник Валентина Бесолова и режиссер Карина Бесолти, становится женщина. Ведь будь то мать бесланского школьника или Христа, по сути каждая из них связана со своим ребенком.
Так и в спектакле «Пещерные мамы» по пьесе Рината Ташимова есть три женщины, запертые в глухом мире татарской деревни. Потерявшая мужа в прямом и переносном смысле Месавара (Полина Повтарь), ее дочь Венера в исполнении Елизаветы Струниной и вдова баба Маша. Они втроем толпятся у могилы, из которой пропал отец молодой девушки. Ситуация прекрасная в своем абсурде: среди предположений одинаково серьезно рассматривается как вариант с восставшим из мертвых мужем, так и особо проголодавшимся медведем.
Мир, в котором живут эти женщины, хорошо перекликается с платоновским мифом о тенях на стене пещеры. Узницей нереализованного потенциала становится баба Маша (Ксения Чигина), которая мечтает открыть собственный музей, но остается сидеть на скамейке посетителей. В центре музея скелет мамонтенка без мамы — и это символ потерянной связи между поколениями. Месавара тоже заперта в своей «пещере»: никак не может принять новую реальность и до сих пор живет потускневшими от времени нормами хорошего и плохого. Все это процветает в деревне, которая давно оторвана от мира. Хтонический ужас положения героинь оцепеняет. По сути узницы даже не осознают, что все это время не видели дневного света.
Конечно, спектакль «Пещерные мамы» может провести у зрителя в голове ассоциативный ряд с «Грозой» Островского. Главные героини — что Венера, что Катерина — тонут в топком болоте из навязанных другими мотто, комплексов и запретов. Жить по-старому уже нельзя, а как иначе еще не ясно. Но если для Катерины Островский находит только один выход, то Венера представляет женщину нового времени. Она просто исчезает из деревни, оставляя после только вопросы. Из трех узников из пещеры вышел один.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Екатерина Терентьева