Шалом

Все переплетено

Как собирать человека по частям
Любой человек, имеющий даже самое посредственное отношение к театру, скажет: «Ставить спектакль на религиозную тематику — это играть в русскую рулетку с полным набором патронов». Выстрелит в любом случае, но вопрос, попадет ли режиссер в зрителя или себе в ногу, остается открытым. Театр «Шалом» и режиссер Полина Кардымон не побоялись взяться за ветхозаветные тексты, чтобы поставить один из самых ярких премьерных спектаклей этого сезона — «Песнь любви. Песнь скорби». Разбираемся, чему учит нас царь Соломон и как выглядят прописные истины.
Начнем с того, что большинство спектаклей на тему Библии берутся за Новый Завет, где в первую очередь речь идет о рождении Христа. Понятно, почему: нашему зрителю куда известнее история сына Божьего, чем Соломона. А в период новогодних праздников так вообще — если не в христианской России, так в католической Европе — на витринах сцена рождения Христа с двенадцатью апостолами в виде фигурок. Спектакль Полины Кардымон же интерпретирует два текста из Ветхого Завета, авторство которых приписывают Соломону: «Книга Проповедника» и «Песнь песней». Неслучайно именно они стали в центр постановки, ведь их посыл противоположен друг другу. Первый рассказывает о бессмысленности жизни как таковой, второй — про радость от нее.
Со смыслом разобрались, а что с формой? Да, она современная: первый человек (для упрощения будем говорить царь Соломон) в исполнении Григория Кагановича больше похож на бродягу в лохмотьях, чем на решателя судеб. Он выбирается за пределы повествования и читает пьесу с пометками на полях, иронизируя над смыслом или объясняя происходящее. И это действительно очень правильное режиссерское решение, потому что так даже человек, родившийся в тундре, поймет, о чем идет речь в строках Завета. Другой вопрос, что сама постановка не ограничивается только этим религиозным текстом. В спектакле нашлось место даже эссе Камю, а точнее, его размышлениям над мифом о Сизифе, который вечно обречен толкать валун вверх по горе. Эта мозаика, которую собрал драматург Егор Зайцев, сводит воедино древнейший текст в истории человека и философский трактат. А потому поражает в хорошем смысле этого слова, ведь зритель понимает: все переплетено, и каждый говорит о вечном.
Отдельно стоит написать про сценографию спектакля, над которой работала Анастасия Юдина. Как и Полина Кардымон, она лауреат премии «Золотая маска», и это, извините за прямоту, действительно чувствуется. Каждая деталь продумана до мелочей и подана в таком ключе, что сам задаешься вопросом: «Ну как я до такого не додумался? Так просто и так точно».

Спектакль «Песнь любви. Песнь скорби» — это очень яркая заявка для начала театрального сезона, которую сложно будет перебить в дальнейшем. Для тех, кто Библию не открывал никогда, постановка станет открытием per se. А те, кому этот текст давно знаком, задумаются о таком предмете, как человек, с неожиданной для них самих точки зрения.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: пресс-служба театра Шалом