КИНО

ПЕТРОПОЛИС

«Какой смысл знать, когда наступит конец света, если с этим нельзя ничего сделать?»
Мир на грани бесповоротной катастрофы, и российский ученый Владимир Огнев (Антон Шагин) в одиночной камере погружается в тюрьму своего разума. Как и предыдущий фильм Валерия Фокина «Превращение», вышедший уже целых двадцать лет назад, «Петрополис» погружен в сюрреализм человеческого сознания.

Идея картины началась еще с повести Кирилла Фокина «Огонь», антиутопийной повести о маленьком человеке в мире, где человечество не справляется с существованием без высшего инопланетного разума, но не хочет делить с ним власть. Как и в оригинале, и в спектакле-аттракционе «Сегодня. 2016» по мотивам, фокус истории не на инопланетной составляющей и не на политике общества в целом, но на вечных вопросах существования индивидуума как такового. Что движет нами? Уже не любовь, уже не амбиции, а что-то большее. Та самая воля к власти, о которой писал Ницше. Загружая себя и зрителей философскими дилеммами, картина не пытается чему-то учить и не подает все ответы на блюдечке. Она рассчитывает на тех, кто задается такими же вопросами и способен выдержать несколько часов самокопания.
Блуждая по коридорам памяти вместе с живым мертвецом Огневым (кажется, ограниченные возможности мимики играют на руку персонажу), зритель видит ограниченность его мира и непонимание того, что за свет есть за этой тюрьмой. Хоть память его и заключает в себе побережье Калифорнии, Токио и Санкт-Петербург — это всего-лишь тени, комнаты в чертогах разума. Мир — картонная коробка, декорация, распадающаяся в каждой сцене фальшь существования.

Благодаря такой форме повествования аудитория понимает, что мир его стерилен. Даже Анна (Юлия Снигирь), его любимая жена (а может, образ жены), не может вырвать его из Вселенной, где все крутится вокруг него. Не очень понятно, было ли решение не заставлять Шагина говорить на иностранных языках творческим намерением или просто необходимостью. Однако это обстоятельство подчеркнуло восприятие мира как податливого материала для разума Владимира, пытающегося стать равным Высшему Разуму. Он выше других персонажей уже потому, что его понимает и американец, и японец, и француз, но сам при этом помнит свою речь «в переводе».
Политики, ООН, ученые и главы стран выглядят в потоке сознания карикатурно и не играют большой роли. Они — средства к достижению цели, так же как для них инопланетный разум — доступ к новым технологиям и оружию и ничего больше. На этом фоне выделяется только Майкл Манн (Владимир Кошевой), человек-хамелеон, сотрудник российских спецслужб, который делает выбор за себя в отличие от главного героя.

Время меняется, но человек не развивается как личность. Он отказывается от любви и любых других базовых человеческих чувств ради призрачной и неосязаемой им самим высшей идеи.

Можно сказать, что Валерий и Кирилл Фокины проводят с главным героем и с нами «мысленный эксперимент», о результатах которого вывод сделает каждый сам. А пока нам остается только смотреть, спорить и наблюдать за тем, насколько пророческим окажется их послание.
Текст: Ника Маккена
Фото: Кинопоиск