Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии

Дотянуться до мечты

Мюзикл-легенда о жизни Петра Первого
Петр I – это мюзикл, работа над которым растянулась почти на четыре года. Автором музыки стал американский композитор Фрэнк Уайлдхорн, известный российскому зрителю по мюзиклам «Джекилл и Хайд» и «Граф Монте-Кристо», ранее поставленным по лицензии в театре Музыкалькой комедии. Однако «Петр I» стал первым самостоятельным совместным проектом композитора и театра. В музыке, помимо узнаваемых характерных черт Уайлдхорна, слышны и напевные русские мотивы, и интонации, вдохновленные Мусоргским, Чайковским, Стравинским, русской духовной музыкой.

Автором либретто выступил Константин Рубинский, а режиссером-постановщиком – народный артист России Юрий Александров.

Сценографом же выступил Вячеслав Окунев, благодаря которому спектакль получил не только роскошные костюмы, но и декорации. Точнее – их почти полное отсутствие, поскольку из декораций в привычном смысле остались только основные символы: трон Петра и иностранный ботик, от которого зрители видят только нос. Многочисленные же интерьеры оформлены при помощи видео на подвижных вертикальных и горизонтальных экранах. Так в мгновение ока зритель оказывается то в храме и царских палатах, то переносится в подземелье или и вовсе оказывается на болотистых берегах…
Первое, на что обращаешь внимание – масштаб. Поднимается занавес, и вместе с ним на сцене бушует Нева, в отчаянии кричат люди, взывая к Богу и падают, обессилев от войны со стихией. И Петр – взрослый – начинает свой рассказ.


«Всю жизнь мою заглянуть я пытаюсь

За горизонт,


Понять, что влечет,


Что волнует и манит меня.»


Это мюзикл-легенда о жизни Петра Первого – человека со своими мечтами, стремлениями. Человека, которому не чужды чувства, не чужды сомнения. И поэтому не стоит ожидать от мюзикла точного следования истории.
Создателям, чтобы рассказать о Петре-человеке, пришлось уложить историю его жизни – более сорока лет – в 2,5 часа, что естественно привело к некоторым вольностям и допущениям. Но лишь для того, чтобы больше раскрыть главного героя, попытаться понять его.

И создателям удалось сделать так, что ни одна сцена, ни один персонаж не являются «лишними», и все связано в единое полотно. Но, поскольку мюзикл построен так, что будто состоит из клипов, сменяющих друг друга, многие истории и сюжетные ветви остаются за кадром, не получая дальнейшего развития: как, например, история брата Петра Ивана, обрывающаяся сразу после сцены коронации царевичей.

Решив начать рассказ с самого детства Петра, авторы не просто показали зрителю юного царевича, но так же Меншикова, и потешный полк. Причем роли были исполнены детьми, играющими и поющими наравне со взрослыми артистами. И дети эти каждое мгновение, проведенное на сцене, играют со всей отдачей так, что получаешь истинное удовольствие, наблюдая за ними.
В качестве антагонистов Петра выступают его сестра Софья, дуэт-противостояние с которой ставит точку в правлении Софьи, и старец Досифей – не некое «зло во плоти», а человек старого уклада, у которого своя правда.

Конечно же, авторы не могли обойти стороной Великое Посольство – номер отчасти юмористический, показывающий не только то, насколько Петр стремился научиться новому и привезти с собой прогресс, но и разницу менталитетов.

И не возникает вопросов, почему Петр вдруг решает не только провозгласить начало реформ, но и покинуть Москву. Москва для него оказывается местом тягостных воспоминаний, тесной и душной, а он сам стремится к мечте, которую только предстоит построить.
И строить мечту будет нелегко. Второй акт мюзикла во многом тяжелый и мрачный. Перед нами уже взрослый Петр. Человек, на плечах которого лежит огромная ответственность, и который, боясь довериться близким, несет этот груз практически в одиночку. Рядом с ним только Екатерина – девушка, показанная искренне любящей Петра, заботливой и понимающей, готовой за ним отправиться даже на поле боя; и Алексашка Меншиков – верный соратник и друг. Оба, остающиеся рядом и готовые поддержать Петра даже в приступе помешательства.

Под конец жизни Петр явно сомневается в том, во всем ли был прав, не преступил ли черту и будто бы терзается, отчасти виня себя в смерти тех, чьи призраки мерещатся ему во время болезни.

Сюжет закольцовывается, возвращая нас к наводнению. Иностранный ботик – символ мечты – вновь выплывает на сцену, и маленький Петр обращается к себе взрослому: «Вот город всех надежд твоих, побед твоих, тревожных дум, великих дел, мечтаний всех предел, а значит ты достиг чего хотел».
Текст: Олеся Лисенко
Фото: Мария Ковалева