КИНО
Подельники
Добрая старая российская «хтонь» глубинки в игровом дебюте Евгения Григорьева с неожиданно эффектным Павлом Деревянко в главной роли
Молодой мужчина Петр (Юра Борисов), бывший биатлонист, возвращается из столицы в родное село, где нет благ цивилизации, но есть очень необычный сосед Витя (Павел Деревянко) по прозвищу Людоед. В первый же вечер он становится невольным свидетелем убийства этим самым соседом своего собутыльника, у которого остался полный жаждой мести сын Илья (Ярослав Могильников). Все жители знают, что именно Витя совершил преступление, но он так запугал деревню, что никто не может сказать против него и слова. Тогда Петр решает помочь Илье и проводить с ним тренировки, чтобы тот смог осуществить свой план и отомстить за убийство отца.

«Подельники» – это игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Идея фильма появилась еще в 2011 году, но только спустя 10 лет он смог добраться до зрителя. Премьера прошла на Кинотавре. Картина не уехала без наград – приз им. Олега Янковского за лучшую мужскую роль получил Павел Деревянко. Его Витю Людоеда можно назвать ключевым образом фильма, ядром промерзлой, закостенелой жизни, которую хочет показать Григорьев. Местные жители сравнивают его с медведем-шатуном. Грозный, страшный Витя озлобленно ходит по деревне, устанавливает там свои порядки, убивает тех, кто ему не по нраву, и никто с ним не может совладать, потому что каждый боится: «А вдруг я сейчас выскажусь против, и он за мной придет?».
Кажется, что это типичная демонстрация русского менталитета в провинции – помолчу, потерплю, и меня не тронут. Но в образе Вити все гораздо драматичнее. Вернее даже будет сказать, в образах, потому что в каждом конфликте, в котором задействован Людоед, он предстает по-разному. Для Ильи он убийца, тот, кому надо отомстить, главный враг. Для Петра Витя – соперник на любовном поприще, который положил глаз на Петину жену Настю (Лиза Янковская). Для деревни «медведь-шатун» является каким-то существом из другого, фольклорного, языческого мира. Удивительно, как эту многогранность смог передать Павел Деревянко. От его привычных комедийных ролей нет и следа, он действительно проживает своего персонажа и в каждой «личине» Вити смотрится естественно. Его не затмевают коллеги по кадру, наоборот, во взаимодействии с ними Деревянко раскрывает своего персонажа.
Юра Борисов не слишком отходит от своего привычного образа простого честного парня, который хочет помочь восстановить справедливость. Григорьев рассказывал, что он захотел видеть в роли Петра именно Юру сразу, как только его увидел. Петр – свой в селе и в то же время чужак, желающий изменить вековые законы, и Борисов отлично передает эту дуальность, особенно, впрочем, не напрягаясь. Его экранная супруга, Лиза Янковская, правдиво изображает эдакую «жену декабриста», которая из комфортной Москвы поехала за мужем в странное село. Образ Насти тоже интересен. Если противостояние Вити и Петра похоже на схватку черного и белого, то она – серое между ними. Ее мотивы кажутся понятными, но личность героини будто постоянно увиливает от сознания зрителя, режиссер осознанно не дает четкого своего видения этого образа, позволяя нам интерпретировать его по-своему. Зато деревенский мальчишка Илья в исполнении Ярослава Могильникова сразу кажется знакомым, потому что таких, как он, встречал любой, кто выезжал за пределы большого города. Маленький мальчик, который уже понял несправедливость жизни, но все еще верит, что можно что-то исправить. У Могильникова сложился занятный тандем с Борисовым, наблюдать за ним приятно и интересно.
Одним из главных героев фильма является село Кын в Пермском крае. Именно там проходили съемки, оно же указано и местом действия. Григорьев рисует это пространство как типичное русское село с дряхлыми автобусами, одним магазином на округу и странными бабками, но в этой типичности и заключается некая «хтоничность». От вида бесконечной тайги, в которой затерялось несколько покосившихся домиков, захватывает дух и леденеют руки. Сразу становится неуютно, пространство села не хочет впускать в себя чужаков, и этими чужаками являются не только Петр и Настя, но и сами зрители. Оно как будто говорит само за себя, и поэтому странности, происходящие на экране, не требуют разъяснений – они воспринимаются для такого места как само собой разумеющееся. Такой эффект достигается в том числе великолепной операторской работой и работой художников. «Ледяные» цвета фильма передают не только климатические особенности тайги, но и промерзлость и окостенелость общества, которое в ней живет. Лишь в крохотные моменты просветления цвета становятся теплее, но ненадолго.
По итогу хочется сказать, что в российском авторском кино, которое часто ругают за «хтоничность» и «чернуху», появилась новая достойная работа, в принципе соответствующая этим критериям. История захватывает с первых кадров, и пусть у нее нет четкого обозначения – триллер ли это, детектив, а может вообще любовная история, – она остается интересной, потому что рассказывается не только через сюжет, но и через самих персонажей и обстановку, где они находятся. «Подельники» – это цельная картина, где каждый элемент связан с другим и работает только совместно.
Текст: Ксения Сластен