Сначала театр – театр с начала

поединок

О юности, выборе и чести
Случайный зритель, добродушный прохожий, когда захочет культурно провести время, первым делом обратится к большим и серьезным театрам. Под уже нарицательными именами все видят стабильность, стиль и установившуюся коллективную атмосферу. Это объяснимо и вовсе не плохо. Но заядлые театралы обладают преимуществом, ведь они знают, каким необыкновенным очарованием обладают начинающие, только рождающиеся проекты! Одним из самых ярких на Московской сцене стал театральный проект «Сначала театр – театр с начала». С легкой подачи многообещающих художественных руководителей собрались молодые, талантливые актеры, уже полюбившиеся отечественной публике за их роли в фильмах, сериалах и других театрах. Постановка классики со свойственным таким коллективам свежим, цветущим и современным духом не может не привлекать внимание!
Повесть Куприна «Поединок» по праву заслужила свое почетное место среди величайших имен классики. Для современников автора она была хлесткой пощечиной офицерам, потерявшим значение чести, для нас же стала историей о вечном, о любви, о взрослении, о поиске правды, о поиске себя. Именно это задало основное настроение спектакля. Режиссерская система предполагает игровой подход к действию, однако не уходя в условность и не переходя границу общепринятого понимания театра, она полностью удовлетворит и приверженцев классического стиля. Драматический стержень постановки плотно переплетен с музыкальной составляющей. Следуя сценическому завету «когда не хватает слов, рождается песня; когда не хватает и песни, рождается танец» герои говорят о повседневном, поют о любви и исполняют захватывающие хореографические связки в знак проявления душевной привязанности.
Задача показать природу, первоначало человеческого состояния всегда оказывается самой трудновыполнимой. Нужна особая внимательность, щепетильность и тонкий взгляд, чтобы найти детали, которые, как маленькие плитки мозаики, соберут дорогу прямиком к тому самому эфемерному понятию души. Близкий к литературному оригиналу средний возраст артистов и особенно выразительное обаяние главного героя помогли режиссеру Екатерине Королевой обнаружить эти детали. Мы видим и противопоставление подпоручика Ромашова всем окружающим, и его страсти, и трансформацию его мировоззрения, и юный запал в начале, и холодный, взрослый отчет о дуэли с летальным исходом в конце.
Героем второго плана, но передовой важности является Хлебников. «Несчастный, забитый, замученный» Хлебников. Незавидная судьба бедного солдата в произведении выступает обманчивым сюжетным приемом; если в начале мы уверены, что его история побочна и не связана с главной, то в момент кульминации мы видим, что именно она оказала наибольшее влияние на финал всей повести. Взаимоотношения подпоручика и солдата во многом даже затмевают любовную линию! За первый акт мы уже привыкли к Ромашову, как к дорогому другу, а худощавый, загнанный, словно скот, Хлебников не может не вызывать сострадание. Когда эти персонажи остаются наедине, любовь зрителя к обоим увеличивается стократно.

Вопросы чести, выбора, человечности и любви – вопросы сложные. Не всегда хочется даже браться за ответ на них, но хотя бы иногда делать это нужно всем. Остается только поблагодарить проект за силу духа, необходимую при работе над произведениями такой ценности, и пожелать удачи театральному проекту и в будущем!
Текст: Аврора Акопян
Фото: Дм Преображенского